В начало    Балеты    Личности    Видеография    Фотографии



СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Notre Dame de Paris

Балет в 2 действиях, 13 картинах (по одноименному роману В.Гюго).

Описание
Либретто
Видеография

Либретто (по справочнику "140 балетных либретто")

Источник: "140 балетных либретто", "Урал Л.Т.Д.", 2001


Действующие лица:

Эсмеральда.
Квазимодо.
Клод Фролло.
Феб, офицер.
Солдаты.
Толпа.


Действие первое

Картина первая. Праздник шутов.

1482 год. Париж Людовика XI. Горожане и сельские жители собираются, чтобы повеселиться на Празднике шутов. Тот, кто изобразит самую страшную гримасу и будет кривляться смешнее всех, получит титул "Папа шутов". Неожиданно появляется человек, затмивший всех остальных, - это горбатый и хромой Квазимодо, звонарь собора Парижской Богоматери. Но он не прилагает усилий, чтобы казаться уродливым: таким его сотворила природа. Увидев его, толпа замирает, затем объявляет его Папой шутов и образует комическую процессию.

Картина вторая. Молитва.

Нарушает праздник Клод Фролло, который напоминает всем, что Бог дает жизнь не для развлечений, а для молитв и покаяний. Пристыженный Квазимодо покорно ложится к его ногам. Фролло он обязан жизнью: покинутого ребенка едва не сожгли на костре, увидев в его уродстве печать дьявола, но священник подобрал его, воспитал и сделал звонарем собора. Под маской неуязвимой добродетели Клод Фролло скрывает душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел на площади у собора молодую цыганку Эсмеральду. Тщетно пытается он молиться - звон бубна Эсмеральды заглушает молитву в его сознании и душе.

Картина третья. Эсмеральда.

А вот и она сама - такая прекрасная, что "Бог предпочел бы ее Святой Деве". Обезумевший Фролло приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.

Картина четвертая. Погоня.

Начинается погоня за Эсмеральдой по ночному Парижу, среди бродяг, калек, нищих, воров, бандитов, чье царство наступает с приходом темноты.

Картина пятая. Позорный столб.

Эсмеральда спасена отрядом стрелков, которым командует капитан Феб. Цыганка покорена красотой и благородными манерами офицера. Стрелки ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы, которая восхищена этим зрелищем. Одна Эсмеральда полна жалости к звонарю, от которого она бежала в страхе. Она пробирается сквозь толпу, чтобы дать ему напиться. Выражение сочувствия, единственное за всю его жизнь, да еще от девушки, которая так же прекрасна, как он безобразен, глубоко потрясает Квазимодо.

Картина шестая. Солдаты.

Картина седьмая. Таверна.

Эсмеральда уже забыла о Квазимодо. Она полна любви к Фебу. Он ведет девушку в таверну, где они вскоре остаются одни... Но из темноты, оказывается, за ними следит Клод Фролло. Сгорая от ярости и ревности, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Солдаты уводят Эсмеральду - все обстоятельства убийства офицера убеждают в ее виновности.

Картина восьмая. Суд.

Картина девятая. Виселица.

Обвиненной в разврате, убийстве и колдовстве Эсмеральде не от кого ждать снисхождения. Подстрекаемые Клодом Фролло, все требуют для нее виселицы. Неожиданно появившийся Квазимодо вырывает Эсмеральду у стражи и скрывается с ней в одной из башен собора, дающего право на убежище. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден остановить людей, пытающихся ворваться туда. Впрочем, настроение толпы быстро меняется - ей по душе смелость Квазимодо.

Действие второе

Картина десятая. Колокольня.

Квазимодо настороженно обходит свои владения. Удостоверившись, что ничто не грозит Эсмеральде, он восторженно бьет во все колокола.

Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо.

Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей собор. Усталая, она вскоре засыпает. Звонарь стережет ее сон, затем, уверенный в ее безопасности, уходит. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Клод Фролло проникает к Эсмеральде. Убедившись в ее отвращении к нему, Фролло приходит в ярость.

Картина двенадцатая. Осада собора.

Право на убежище в соборе отменено. Солдаты и толпа атакуют собор. Квазимодо тщетно пытается остановить их.

Картина тринадцатая. Казнь.

Похоронная процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач выполняет свою страшную обязанность. Обезумевший от горя Квазимодо кидается на своего благодетеля, в котором видит теперь злодея. Мертвым камнем с башни собора падает Клод Фролло, а Квазимодо уносит тело той, которую любил.


На тот же сюжет поставлены балеты "Эсмеральда" (комп. Ц. Пуни, хор. Ж.Перро) с последующими редакциями (М.Петипа, А.Я.Вагановой, В.П.Бурмейстера и др.), "Дочь Гудулы" (комп. А.Ю.Симон, хор. А.А.Горский).





http://www.ballet.classical.ru/s1_dame.html
Последнее изменение 29.07.2002
Маленькая балетная энциклопедия url: http://www.ballet.classical.ru/
WEBMaster: mailto:alexevna@mtu-net.ru