Большой
 Гастроли в Турине (выдержки из итальянской прессы)
Автор: Наталья (---.mmbank.ru)
Дата:   11 Янв 2002 12:18

Чтобы не загружать балетную тему, открываю отдельную.
Текст с небольшими сокращениями.

С уважением.


ГАСТРОЛИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА В ТУРИНЕ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ РЕЦЕНЗИЙ
Дек 2001
БОЛЬШОЙ МИФ
Il Giornale della Musica, Дек 2001
:..И, таким образом, мы увидим великолепных Волочкову, Степаненко, романтичную Антоничеву, пластичную Грачеву и нового "идола" Николая Цискаридзе (крупные красивые черты лица, беспредельная техника, которая уже сама по себе доставляет необычайно ценное удовольствие), кроме того, мы увидим танцовщика благородного стиля Уварова, а также - Белоголовцева, Клевцова и Рыжакова.
Все билеты распроданы.
::
07/12/01 Torino Sette de la Stampa
Мятежная "звезда" Цискаридзе
Стиль и мастерство в сочетании с яркой индивидуальностью отличают этого танцовщика грузинского происхождения, воспитанника Семеновой
Танцовщик, у которого не только стиль и мастерство заслуживают бесконечного восхищения, но налицо и индивидуальность, которая проявляется всюду - и в отношении к работе и даже в интервью. Мятежный характер и самобытность дарования всегда "прочитываются" в его танце, в его эмоциональных интерпретациях, глубоко характеризующих персонаж - какова бы ни была роль. В лице Николая Цискаридзе мы видим уникального танцовщика, он - несомненная "звезда", которой можно и нужно полюбоваться в спектаклях Большого театра. Он родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси, в Грузии, которая тогда еще была республикой Советского Союза, а в 23 года, в 1996 году, был удостоен звания "Заслуженный артист России".
Этой осенью Николай Цискаридзе исполнил роль Германна в спектакле Ролана Пети "Пиковая дама" (эта версия повести Пушкина - весьма скандальна, Лиза в ней - второстепенный персонаж, а искры любви вспыхивают между Германном и старой графиней). В Италии Николая можно было увидеть прошедшим летом на танцевальном фестивале в Сполето, где было исполнено в Па-де-де из балета "Баядерка". А после своих Туринских выступлений он отправится в Париж, куда его пригласила для участия в двух спектаклях "БАЯДЕРКА" директор Парижской Оперы Бриджит Лефевр.
Довольно быстро Цискаридзе был переведен из Тбилиси в Москву, где поселился вместе с матерью, которая всегда была его неизменным спутником и главной опорой в его артистической карьере. Сегодня, с первыми заработанными деньгами, у него появилась своя квартира на Комсомольском проспекте, где он живет теперь один. По Москве Николай ездит на общественном транспорте, водительских прав у него нет, он ненавидит столичные "пробки" на дорогах и говорит, что не имеет личного шофера только потому, что не зарабатывает достаточно для того, чтобы себе это позволить.
В Большом театре его педагогом и другом стала величайшая Марина Семенова.
Конечно, в "Большом" работает не один Цискаридзе. Есть великолепные танцовщики и балерины - красавица блондинка Анастасия Волочкова, Анна Антоничева, Светлана Лунькина, Андрей Уваров, Сергей Филин. Всех их мы видели мало, а то и совсем не видели. Все это обещает нам незабываемые впечатления.

16/12/01 Il Sole 24 ore
Проплывая по "озеру" Большого театра
Сегодня, спустя несколько дней после ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА, за которым вскоре последуют СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА и ЩЕЛКУНЧИК, понятно, что многодневное пребывание Большого театра в Туринском REGIO - это больше, чем просто подарок к Рождеству. Мы увидели новое лицо легендарной труппы, что позволяет мысленно перекинуть мост между прошлым и будущим.
Более чем двухсотлетняя история (если говорить о "корнях" русского балета) Большого театра (а БОЛЬШОЙ по-русски как раз и значит - "большой") воистину богата славными именами. Имена Галины Улановой, Владимира Васильева, Майи Плисецкой - навечно вписаны в историю славной труппы. Они напоминают нам и об исполненном необычайной энергией танце, и о том особенном пафосе социалистического реализма: для нас несколько напыщенном, для русских - актуальным и соответствующим тогдашнему культурному контексту, который сейчас отходит в прошлое.
Все еще противопоставляемые (хотя для этого нет сейчас оснований) своим аристократичным конкурентам Мариинского-Кировского театра, современные солисты Большого не позволяют нам забыть, - исключая разве Николая Цискаридзе, которым, мы надеемся, можно будет полюбоваться в СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ, - об "иконах" прошлого. И все же то, что труппа не только сохранена, но и возродилась для новой жизни, несмотря на все те трудности, которые ей пришлось пережить в последние десятилетия, - уже большая победа.
Сейчас, в "эру Путина", можно не сомневаться, что огромный комплекс в центре Москвы со своими 400 артистами, балетной школой, своей традицией, будет развиваться все активнее и активнее.
Конечно, не может не удивлять, что автор и ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА и двух других балетов "триптиха", которые мы еще увидим, все еще тот же Юрий Григорович, автор легендарного "Спартака", под руководством которого Большой был узнаваем во всем мире в период с 1964 года до постперестроечного периода. Однако надо отметить, что все попытки вытеснить советское прошлое - от великолепного "ДОН КИХОТА" Горского, показанного в Триесте до злополучной "Дочери Фараона" - провалились вместе с другими новациями предыдущего руководителя Владимира Васильева.
Покупка билета на спектакли Большого в Триесте гарантируют нам семидесятилетнего Григоровича, который, даже если и был ненавидим прошлыми поколениями танцовщиков, но все же является значительным русским художником.
Его возобновления классических балетов - более чем просто реконструкции, они - практически созданы им заново. Особую органичность придает им ценное участие в постановках художника Симона Вирсаладзе. Хореография, хотя и несколько "милитаризованная", склонная более к четким формам, чем к свободному дыханию, имеет все же скрытую абстрактную сущность и несет на себе отпечаток пристрастия к гипнотическим восточным влияниям.
Отвергая чувствительность и сюрреалистические вибрации сказок, Григорович погружается в звучание музыки, ища именно в ней опоры своим этико-философским идеалам. В ЛЕБЕДИНОМ ОЗЕРЕ (первая постановка состоялась в 1969 году) ясно прослеживается мысль о победе любовного самопожертвования над силами зла, - столь дорогая Чайковскому тема. Принц Зигфрид (смущенный и мягкий Андрей Уваров) уже в первом Акте живет в очевидном конфликте своего внутреннего мира, олицетворяемого Лебедем, с реальностью. Но между ним и Одеттой (Анастасия Волочкова - несколько механистичный лебедь, она была более убедительна в "Черном" акте) стоит Злой Гений, не типичный Ротбарт, а скоре - некий Mr. Hyde, вторая, "темная" сторона самого Принца, которая и могла бы быть повержена добром, но Григорович, напротив, после многих лет счастливого финала, на этот раз решил повернуться лицом к трагедии. Принц не знает, не хочет, не может следовать за идеалом.
Сама красота постановки, пронизанная одной мыслью хореография, идет дальше либретто: в совершенстве лебедей и прежде всего в танцах третьего акта (венгерском, русском, испанском, неаполитанском и польском) эти поистине танцевальные "драгоценности", многообразные пластически и доведенные до совершенства русско-восточными костюмами Вирсаладзе, - все это относит нас к глубоким народным корням Большого театра.

16/12/01 Il Giorno-il Resto del Carlino-La Nazione
ПРИДЕТСЯ ПОЛЮБИТЬ НОВЫЙ "БОЛЬШОЙ"
Предшествуемые полярным холодом Сибири, который заморозил Италию, танцовщики Большого театра в своем лучшем составе прибыли в Туринский театр Regio, чтобы провести там три насыщенные событиями недели. Вся программа посвящена балетам Чайковского. Открывает программу ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (с 12 по 19-е декабря), затем - СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (с 21 по 23-е) и, наконец, - с 28 по 31 декабря будет показан ЩЕЛКУНЧИК. Событие это поистине спасло савойский театр, поскольку все билеты были проданы за месяцы до прибытия Большого, и сейчас происходит прямо-таки "охота" за билетами. Желающие увидеть совершенство осаждают билетные кассы. И ожидания эти сбываются. Незабываемо прошло первое представление ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА, справедливость балетоманского энтузиазма подтверждается. И речь идет, конечно, не только о погоне за "звездами" (объявлено участие в представлениях СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ темпераментного грузина Николая Цискаридзе, которому уже аплодировали зрители театра Maratona в Сполето за его невероятные полеты на сцене), но и о желании узнать и увидеть "новый балет" столицы "новой России", где, после легендарных Улановой, Плисецкой, Васильева, уже выросло и "засверкало" новым блеском другое поколение, которое выбрало не путь эмиграции, а работу на Родине в новых условиях.
Директор балетной труппы Борис Акимов много говорит о поиске спонсоров для своей труппы, как это делается на Западе, отстаивая при этом все же верность стилистическим традициям Большого, для которого сила, экспрессивность и артистическая страсть все-таки всегда были важнее долларов.
::.

24/12 La Stampa
"СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА" СО ЗВЕЗДАМИ "БОЛЬШОГО" В ТЕАТРЕ REGIO
Блистательный Коля завоевывает Аврору
Невероятный успех знаменитого Цискаридзе

Даже поблекшие от времени спектакли имеют свое очарование. Так, "Спящая красавица" Юрия Григоровича, представленная в пятницу вечером в Туринском Regio, была поставлена в 1973 году. Ей почти 30 лет. Декорации и большинство костюмов Симона Вирсаладзе очень старые. Определенная стилизация, позволявшая в те годы хоть немного выглянуть из "клетки" реализма, сегодня вызывает улыбку. Лодка, на которой Фея переплывает реку в лесу, "доставляя" Дезире к Авроре, - театральный трюк, который может удивлять разве что в запыленном позолоченном БОЛЬШОМ, но не в современном технологичном Regio.
Конечно, нечего и сравнивать декорации и костюмы с теми, что были сделаны в аналогичные годы Фр. Скарчапино для постановки "Спящей красавицы" в Миланском La Scala. Но, если отвлечься от всего вышесказанного и обратиться к самому танцу, - все переворачивается. Ряды фей здесь, в Турине, благоухающи и сахарны, как конфеты; великолепны, элегантны солисты высочайшего уровня. И, наконец, Николай Цискаридзе, - блистательный Коля.
Воспитанник школы Большого в Москве, он родился в Грузии. Высокий, с продольными мышцами, имеющий в то же время великолепную технику танца, он - больше, чем просто принц, он - бриллиант чистой воды. Что бы ни танцевал Николай Цискаридзе, всегда на первый план выходят его яркая индивидуальность, неповторимая манера танца - одновременно броская, порывистая и бесконечно виртуозная. Так, в своем первом выходе во втором акте, летая по сцене в этой своей уникальной манере почти с магической скоростью, кажется, превосходящей скорость света, он мгновенно завоевал расположение публики и стал главным событием и "звездой" вечера. Понятно, почему после Туринских гастролей он отправляется в Париж, куда приглашен для двух выступлений в "БАЯДЕРКЕ":::..
:::::::::.

La Stampa 03/01/02
Драки продолжаются, но раньше было хуже
Москва
Балерина, одетая в красное, на черном фоне обложки журнала "Итоги". Надпись в стиле графики первых послереволюционных лет: "Спасите Большой". На страницах журнала звезда Большого Нина Ананиашвили бросает обвинения в адрес театра, балетная труппа которого добилась большого успеха на декабрьских гастролях в театре Regio в Турине. В интервью, данном по поводу двадцатилетия своей творческой деятельности, "звезда" представила свои критические замечания: " В Большом танцуют мало, балерины ожидают месяцы, чтобы получить возможность выступить в основных спектаклях репертуара. Все новые балеты, поставленные в период правления Владимира Васильева, практически исчезли. Уровень матерства солистов падает." Фактически это интервью - новая атака на балетного директора Бориса Акимова. Новый эпизод внутренних распрей Большого? Не совсем. Борьба между "кланами" существовала тогда, когда в театре царствовали три сильные личности: хореограф и директор Юрий Григорович и две суперзвезды - Майя Плисецкая и Владимир Васильев. Тогда действительно - предательства, месть были в порядке вещей.
Сейчас это развито много меньше. Та система "трехвластия" ушла в прошлое вместе с Советским Союзом. Начале 90-х театр переживал тяжелый кризис, многие танцовщики уезжали за границу, там больше платили, Григорович был отстранен от дел, и, чтобы поднять театр, пригласили Владимир Васильева. Во времена Васильева во главе балетной труппы побывали В. Гордеев, затем - Алексей Фадеечев. И, собственно, при этом последнем Нина Ананиашвили, великолепная балерина с уверенной техникой, весьма ценимая в Японии и Америке, была максимально занята в театре, после стольких лет неинтенсивной работы. И постановка колоссальной ДОЧЕРИ ФАРАОНА, частично финансируемая ее мужем, богатым бизнесменом, была апофеозом этого периода. С новой "революцией" в театре Васильев был изгнан, а руководить балетом призван Борис Акимов. И что - новые распри? Нет. За кулисами объясняют это тем, что нет крупных личностей в театре. Единственной такой персоной является Николай Цискаридзе, что мы и увидели в Турине. Но танцовщика мало заботят подковерные интриги, он предпочитает принимать приглашения ведущих театров мира - Парижской Оперы и Мариинского театра в С-Петербурге. В театре его многие не любят, но он поддерживаем балетной критикой и интеллектуальной элитой Москвы.

 RE: Гастроли в Турине
Автор: Анна (---.telmos.ru)
Дата:   11 Янв 2002 14:00

Наташа, большое спасибо.
С уважением, Анна

 RE: Гастроли в Турине
Автор: Ella (---.bayer.de)
Дата:   11 Янв 2002 15:20

Наташа, спасибо за перевод статей из итальянских газет.
Было очень интересно ознакомиться.

С уважением, Элла

 RE: Гастроли в Турине
Автор: Владимир (212.26.128.---)
Дата:   11 Янв 2002 16:38

Наташа, действительно огромное спасибо, хотя я бы скащал, что статьи втроят одна другой: все освещают одно и тоже.
Но читать было интересно!
Владимир

 RE: Гастроли в Турине
Автор: Элен (194.117.67.---)
Дата:   11 Янв 2002 21:18

Уважаемая Наталья!Огромное спасибо за статьи,прочитала все с неослабевающим интересом.
Всего самого наилучшего,
Элен.

 RE: Гастроли в Турине
Автор: Игорь (---.dial.sovam.com)
Дата:   11 Янв 2002 22:29

Прочитал статьи из Италии.
Испытал не только законную гордость за то, что нам покорился Турин - хрустальная мечта всех великих балетных трупп и балетная столица мира, но и не менее законную тревогу от того, что, несмотря на тщание, Акимову и пресс-человечкам из БТ так и не удалось полностью ввести журналистов-аборигенов в курс наших закулисных дел (см. La Stampa от 03/01/02).

Нет, видно, что работа проводилась: в статье отмечено улучшение обстановки в труппе, не остался без внимания факт появления единственной крупной фигуры (!!!) в театре - Н. Цискаридзе (!!!), лягнули В. Васильева, всуе упомянуты А. Фадеечев, Н. Ананиашвили, ее интервью 'Итогам', 'ДФ'. Но до конца репортер не разобрался, не сказал, что именно А. Фадеечев и Н. Ананиашвили развалили театр, и теперь бывшему комсомольцу-вожаку приходится надрываться от титанической ноши - возрождения балета первого театра страны.

Не беда. Впереди еще несколько гастролей, запланированных прежним руководством, и Акимов успеет до увольнения донести правду до мировой общественности.
Каждый народ заслуживает не только свое правительство, но и людей, которые управляют его театрами.