Большой
 Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   01 Сен 2002 13:19

Дорогие господа, а вы знаете, что в нашем далеком Краснодаре 31 августа прошла пермьера давно забытого балета "Золотой век". Это было просто потрясающе! Честно говоря, сначала я думала, что это будет что-нибудь a la "красные косыночки", "краные флаги" ну вообщем полный НЭП. А оказалось совсем наоборот, конечно все эти элементы присутсвовали, но совсем в небольшом количестве. А какая прекрасная труппа, все было выполнено просто отлично, первоклассно, отточены движения. Я в восторге, на премьере присутствовала даже сама вдова Дмитрия Шостаковича. А вообще у нас отремонтировали Музыкальный театр. Так что будете у нас -обязательно заходите, останетесь довольны, я уверена!
Удачи всем вам и пишите, если что нового узнаете, ладно?

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Александр (---.ineco.ryazan.su)
Дата:   01 Сен 2002 15:22

Уважаемая Юлиана - не могли бы Вы поподробнее рассказать о этой постановке? Дело в том, что я в своё время смотрел этот балет в Большом театре.
С уважением - Александр

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата:   01 Сен 2002 23:37

Уважаемая Юлиана, здесь не так известно о деятельности ЮНГ в Краснодаре. Не могли бы Вы рассказать, что мэтр ставил там за это время, были ли новые балеты? Кто в труппе и т.п. Спасибо. М.А.

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   02 Сен 2002 11:25

Уважаемый Александр, я с удовольствием расскажу об этом балете!
Либретто к "Золотому веку" написал И. Гликман и Ю. Григорович. Юрий Николаевич привлек Гликмана в качестве соавтора нового либретто. Они сохранили авантюрно-прключенческую линию балета, но герои, ведущие ее, наделены новыми задачами и целями. В новой постановке уменьшилось количество дивертисментов, включены только те, которые теснейшим образом связаны с развитием сюжета. Действие происходит в одном из южных городов, полностью передан дух 20х годов, НЭПа. Балет в постановке хореографа Григоровича был впервые показан в Москве, в Большом театре, в 1982 году как мне известно. Сейчас "Золотой век" - это балет в 2-х действиях, 11 картинах. Главную роль Риты на данный момент исполняет заслуженная артистка России Е. Князькова (Ю. Н. Григорович часто привлекает эту балерину для своих постановок в Краснодаре, мы видели ее исполнение в роли Одетты-Одилии и ддругих балетах, я просто уже не помню, где она еще танцевала). Честно говоря, не знаю, что еще можно рассказать. Дальше могут идти только одни эмоции. Это было потрясающе: новый состав, большая труппа (что меня удивило, так это равное количество танцовщиков и танцовщиц), много молодых студентов хореографического училища, зрелищность и музыка Дмитрия Шостаковича. Может быть будет проще ответить на Ваши вопросы? Что именно Вас заинтересовало? Я постараюсь ответить.
С уважением, Юлиана

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   02 Сен 2002 11:47

Уважаемый Михаил Александрович, с творчеством ЮНГ в Краснодаре знакомы довольно-таки давно. В 1998 году им был поставлен балет "Щелкунчик" в двух действиях и "Раймонда" - в трех. В 2000 мы смотрели "Дон Кихота" в трех действиях. Не помню в каком, балет "Лебединое озеро", в 2001 - "Вестсайдская история" (сейчас "Ромео и Джульетта"), "Спартак", в 2002 - "Золотой век". Для исполнения заглавных партий Григорович привлек к работе заслуженную артистку России Елену Князькову. Она исполняла партии Мари в "Щелкунчике", Риты - в "Золотом веке", Одетты - Одилии, сейчас мужские партии исполняют Д. Владимиров, С. Баранников. В основном, статисты и кордебалет - это учащиеся хореографического училища, а корифеи и другие танцовщики - это артисты балета Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. Кстати, постоянным дирижером является бывший танцор Большого театра А. Лавренюк. Юрий Николаевич является художественным руководителем Краснодарского Театра балета. А Генеральный директор и художественный руководитель Краснодарского краевого государственного творческого объединения "Премьера" - Леонард Гатов. Вот, это пожалуй все, что я могу написать так, от себя. Если возникнут какие-либо вопросы, задавайте, я всегда на связи.
Юлиана



 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Александр (---.inteltech.ryazan.ru)
Дата:   03 Сен 2002 10:10

Уважаемая Юлиана - Вам не приходилось видеть московский спектакль?
С уважением - Александр

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата:   03 Сен 2002 10:29

Уважаемая Юлиана, спасибо за ответ и с премьерой Вас и всех краснодарцев. Если не затруднит, то не могли бы Вы привести какой-нибудь фрагмент либретто из программки (скажем, последний абзац), чтобы понять, есть ли различия со старым спектаклем хотя бы по сюжету.

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   03 Сен 2002 16:24

Здравствуйте, Александр!
Нет, к сожалению, мне еще не выпало такой прекрасной возможности увидеть московский спектакль. Но это моя мечта. Я надеюсь, что в скором времени я обязательно выберусь в столицу, пойду в Большой театр и буду наслаждаться действием. О Боже, об этом можно пока только мечтать, т.к. я учусь еще только в 11 классе, сейчас некогда. Ну ничего, вот будут какие-нибудь каникулы, я обязательно уговорю своих родителей (они впрочем и так согласны). Так что еще не все потеряно! :-)
Правда, в прошлом году к нам приезжал Петербургский Мариинский театр (не известно какой состав 10 или 20 :-) ). Может Вы мне скажете, в Питере вообще знают Ф. Миоцци и И. Бадаеву? Мы смотрели "Жизель" и "Лебединое озеро" в постановке хореографа Л. Ивановской. Я рада, что мне удалось попасть на эти вечера. "Жизель" - это просто чудесно! Конечно, если говорить совсем честно, то я сразу заметила, что это был не лучший состав Мариинки А чего я интересно хотела? Мы все-таки в Краснодаре, а не в Москве или Питере! Знаете, к нам если и приезжают известные танцевальные коллективы, то обязательно последнего состава. Недавно я была на так называемом Riverdance. Нет, солист был просто великолепен! Но он был единственный в своем роде. Обидно.
Вот я Вам тут нажаловалась, простите уж. Не все у нас так плохо. :-) :-)
А можно один вопрос? Вы в Москве живете?
С уважением, Юлиана

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   03 Сен 2002 16:55

Здравствуйте, Михаил Александрович
Спасибо, очень рада новой постановке. Я написала все либретто, вот и оно:

Краткое содержание
Действие балета происходит в двадцатые годы прошлого столетия в приморском городе на юге Советской России.
Это период в жизни страны, когда была объявлен новая экономическая политики - Нэп, разрешающий мелкую частную торговлю, и, как следствие, в стране пышным цветом расцвели темные дельцы - нэпманы и всевозможные воры и бандиты.
Молодая профессиональная танцовщица Рита работает в ресторане "Золотой век" под именем мадемуазель Марго, ее партнера зовут мсье Жак, который на самом деле - бандит Яшка.
Положительный герой балета - молодой рыбак Борис. Между ним и Яшкой разворачивается борьба за душу и любовь Риты.

Действие первое

Картина первая
Народное празднество. Среди гуляющих - Рита. Начинается представление агиттеатра рабочей молодежи Его актеры - молодые рыбаки, среди которых Борис. Рита и Борис знакомятся, но она исчезает, не назвав своего имени. Борис устремляется за ней.
Картина вторая
Поиски Риты приводят Бориса в нэпманский ресторан "Золотой век". Идет эстрадное представление, в центре которого мадемуазель Марго и мсье Жак. К своему удивлению в мадемуазель марго Борис узнает девушку, которую искал. Радость встречи Риты и Бориса не ускользает от внимания мсье Жака.
Картина третья
Шайка бандитов, возглавляемая мсье Жаком - Яшкой, сговаривается о предстоящем "деле". Люська заманивает двух пьяных нэпманов, которых бандиты избивают и грабят.
Картина четвертая
Появившись в ресторане, мсье Жак видит танцующих Риту и Бориса. Он затевает с Борисом ссору. Рита смело бросается между ними.
Картина пятая
Борис и Рита остаются одни. он признается ей в своем чувстве, и она отвечает ему взаимностью

Действие второе

Картина шестая
Не привыкший терпеть поражения, мсье Жак пытается покорить Риту, но она отвергает его домогательства и убегает.
Картина седьмая
В бандитском притоне "гуляет" шайка. Яшка подбивает их на новую авантюру. Он в ярости от отказа Риты. Он жаждет мести.
Картина восьмая
На берегу моря трудятся молодые рыбаки. К ним - в поисках Бориса - приходит Рита. Влюбленные остаются наедине. Внезапно появляются бандиты и окружают наших героев. Сообщники Яшки набрасываются на Бориса, который вступает в неравную схватку. Рита бежит за помощью. Рыбаки спасают Бориса и пускаются в погоню за бандитами.
Картина девятая
В зале ресторана развлекаются нэпманы. Мыли Риты - с Борисом. Ей противна душная атмосфера ресторана, но она вынуждена исполнять свой номер.
Картина десятая
Риты решает навсегда уйти из "Золотого века". Но мсье Жак преграждает ей путь , требуя от нее любви. Свидетельницей этой сцены становится Люська. Ослепленная ревностью, она, выхватив нож, бросается на Яшку, но сама падает от его руки.
Картина одиннадцатая
Захватив Риту как заложницу, Яшка пытается бежать, но это ему не удается. Рита и Борис счастливы, отныне они неразлучны. Их радость разделяют друзья.

Вот, кажется, и все. Напишите, пожалуйста, что Вы о нем думаете.
Юлиана

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Александр (---.inteltech.ryazan.ru)
Дата:   04 Сен 2002 08:36

Уважаемая Юлиана - спасибо за ответ. Нет, я не москвич.
Желаю Вам попасть как-нибудь в Большой театр на балет с участием хороших солистов, а также успехов в учёбе!
С уважением - Александр

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   04 Сен 2002 12:23

Спасибо
я

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Михаил Александрович (---.jinr.ru)
Дата:   05 Сен 2002 12:50

Уважаемая Юлиана,
спасибо, я на полный текст не рассчитывал:). Прежнее либретто И.Гликмана и Ю.Григоровича (те же авторы!) можно найти в книгах 'Советские балеты', М.: Сов. композитор, 1985 и (слово в слово) в недавно вышедших '140 балетных либретто', 'Урал ЛТД', 2001.

На первый взгляд разница невелика, хотя и было три действия. В первом - пять картин, как и сейчас. Ход сюжета - тот же, не описание несколько сокращено. Например, картина третья. Раньше было: 'Бесшумно появляются бандиты. Из элегантного кавалера месье Жак превращается в главаря банды - Яшку, плетущего нити очередного темного дела. Люська заманивает двух пьяных нэпманов. Бандиты избивают и грабят их. По знаку Яшки бандиты исчезают, а сам он невозмутимо превращается в месье Жака и вместе с Люськой возвращается в 'Золотой век''. Во втором действии было три картины - то же самое (то есть в основном тот же ход событий с более подробным их описанием). Далее было третье действие с четырьмя картинами (всего, стало быть, 12, сейчас 11). Ныне третье действие присоединено ко второму. Опущена первая картина третьего действия:
'Думая, что они ускользнули от преследования рыбаков, Яшка и банда предаются веселью. Оставляя разгулявшуюся компанию, Яшка отправляется в 'Золотой век'. Люська продолжает веселиться. Внезапно врываются Борис и его друзья. Бандиты схвачены, но Люське удается бежать'. Далее - все по-прежнему, только укорочено описание. В приведенном Вами варианте почти нет Люськи, но это была большая и важная для действия роль. Две контрастирующие пары, Рита-Борис и Яшка-Люська, как всегда у Григоровича (Спартак-Фригия, Красс-Эгина или Ферхад-Ширин и Мехменэ-Визирь), пятой по значимости партией была роль Конферансье (этот персонаж вообще не упомянут в либретто). Был, помнится, страстный дуэт Яшки с Люськой и несколько соло Люськи. Вообще, все было знакомым: и сцена погони, и оргия-вакханалия у бандитов, и поддержки со свечками и переворотами балерины, и фуэте в моменты гнева. Насколько изменения в новом либретто соответствуют изменению самого спектакля - судить трудно, надо видеть. Может, печатая программку, просто экономили бумагу:). Прежний балет шел примерно 2 ч. или на несколько минут дольше (не учитывая антрактов, конечно).

Попозже (надеюсь, все-таки в этом году) собираюсь подготовить справку по трем балетам Шостаковича - 'Золотой век', 'Болт', 'Светлый ручей'. Здесь надо серьезно поработать: сделать роспись спектакля по эпизодам и танцам, сопоставить с музыкой. Там интересные истории происходили - и со спектаклями, и с музыкой. Скажем, 'Золотой век' сначала писался под совсем другое либретто - об участии советских спортсменов в заграничной поездке, где все не так, где коварная и злобная буржуазия пытается соблазнить героя с помощью оперной дивы, где белый рефери нахально засчитывает поражение негру-боксеру, где советских футболистов арестовывает после выигранного матча коррумпированная полиция, но их освобождает пролетариат, и т.д., и т.п. Соответственно, музыка 'советских' сцен была бодро-спортивной, а 'западных' - разлагающе-эротической. Григоровичу в новом варианте с любовью героев не хватало лирических адажио (их же там три, в каждом действии), и он позаимствовал музыку из средних частей концертов Шостаковича. Такое часто бывает, все всегда против искажений музыки, но на практике делают.

Вспоминается в этой связи, как маэстро Г.Рождественский громил 'Ромео и Джульетту' Л.Лавровского, говоря, что в балете хороши лишь декорации. Происходило это в середине семидесятых, когда Григ готовил свой вариант 'R&J'. И в качестве аргументов звучало, что Лавровский изнасиловал Прокофьева, переставив номера, сделав вставки из других произведений композитора, изменив темпы. А при новом руководстве версия Грига была заменена на старую, которая в этом году повторно возвращается в репертуар Большого. Неисповедимы пути балетные.

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (213.132.71.---)
Дата:   05 Сен 2002 15:49

Здравствуйте, уважаемый Михаил Александрович!
Огромное спасибо за столь подробную и интересную информацию. Я постараюсь откопать в нашем городе "140 балетных либретто" (что будет, правда, не так просто сделать). Последняя книга, которую я читала была книга Мориса Бежара "Мгновение в жизни другого (книга 1) и В чьей жизни? (книга 2)" Вы любите Мориса Бежара? Я просто обожаю!
Да, я знала, что "Золотой век" имеет очень занимательную историю. Но я сомневаюсь, что он имел бы такую популярность, если бы либретто было написано, как Вы говорите, об участии советских спортсменов в заграничной поездке. Ну это мое личное мнение. :-)
Да, количество адажио уменьшилось в новой постановке. Но они присутствуют и производят большое впечатление. Они очень мелодичны, нежны и трогательны (особенно во втором действии).
До встречи, Юлиана

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Михаил Александрович (---.jinr.ru)
Дата:   05 Сен 2002 18:29

Юлиана, Вы правы насчет популярности "Века" в старом варианте. И тогда, в 3О-м, не имел, и позже. Может, не из-за сценария - кто знает, танцы-то каковы были? Его ведь потом (но до Грига) несколько раз пытались ставить, разок, кажется, даже под первоначальным названием "Динамиада" - ближе к физкультуре и спорту. И так "Век" сначала назывался в сценарии кинорежиссера Ивановского.

А вот скажите, почему "Век", как Вы говорите, хорошо принимается сейчас, даже столь юными барышнями? Ведь все сцены уже выглядят абсолютно нежизненными: бандиты сейчас стали уважаемыми людьми, никакие рыбаки их не ловят, а уж в ресторан "секьюрити" просто их не впустят. Звезда кабаре Рита вряд ли сменит профессию долю рыбачки. А для сказки "Век" слишком серьезен, мне кажется.

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Владимир (195.5.43.---)
Дата:   08 Сен 2002 21:35

Здравствуйте!
Прочитал тему.
Бедная Юлиана, мне её искрене жаль, сам много смотрю гадости, но чтобы такой состав Мариинка прислала, это точно 20-й, ей богу. Нет, наш балет в Испании тоже отплясывает ещё то. Один мальчик (полный 0) танцевал там Пахиту, я его видел несколько раз и дал бы ему максимум роль патриция в "Спартаке"!!! Бедная Юлиана, бедная Юлиана.
Господа, обратите внимание, что дирижировал бывший танцовщик!

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   09 Сен 2002 13:08

Здравствуйте, Михаил Александрович
Да, весьма не простой вопрос для меня. Почему? Я вообще люблю балет, балет- это моя жизнь, моя мечта. Так вот, это так, лирическое отступление :-) "Золотой век": Вы правы, это конечно не сказка. Это, на мой взгляд, самая простая история любви. История, в которой присутствует нечто волшебное. Любой человек в моем возрасте не отказался бы посмотреть что-нибудь романтическое, прекрасное. Тем более, что в спектакле хоть и передано время НЭПа, но только в красивой, необычной форме. Время Анны Павловой. Время кабаре, причудливых маленьких шляпок, коротких париков, богачей, любящих покутить: Мне этот балет очень напоминает фильм "12 стульев", особенно Эллочку (с ее "прелестно", "жуть", "мрак" и т.д.). Не легко, вот так сразу сказать, чем может понравиться балет. Он может понравиться прежде всего тем, что он - БАЛЕТ. Вот такое мое мнение
Что скажете?

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата:   09 Сен 2002 16:56

А что сказать, Юлиана? Если я правильно вас понял, Вам не так важны атрибуты времени (тогдашнего и нынешнего), но Вы принимаете самоценность балета как такового, сплав музыки и хореографии. Наверно, это самая неуязвимая точка зрения. Просто мне были интересны взгляды совсем юной молодежи. Но Вы полагаете, что большинство ваших сверстников их разделяет? Я, например, совсем не уверен в успехе "Века" у московской публики, если его восстановят, а уж критики разнесут спектакль вдребезги.

У меня к "Веку" отношение неопределенное. Танцевали его замечательные артисты, исполнен уважения к их труду. Но слишком много параллелей, заимствований из других балетов Григоровича. И мне не до конца понятно пока, что там наделано с музыкой. Скажем, адажио 1-го акта. В варианте Григоровича его танцуют влюбленные (или начинающие испытывать это великое чувство) герои. То есть чистая лирика, казалось бы. Но Шостакович очень тонкий и ироничный композитор. Вспомним, под какую сцену писалась эта музыка (цитирую фрагмент первого сценария "Золотого века"): "Знаменитая фашистская танцовщица Дива танцует адажио с фашистом". И далее: "Желая обольстить советских футболистов, Дива исполняет страстную вариацию... Дива приглашает начальника команды танцевать с нею, он отказывается. Дива танцует эротический танец с фашистом". Что же выходит, Шостаковичу было все равно, какое адажио писать - лирическое или гротеск на "их разлагающиеся нравы"? Может, мы не понимаем заложенной иронии, а, может, это Шостакович так "подшутил", подсунув явно отрицательным персонажам любовную мелодию? Или самое простое: мы сами уже "разложились" настолько, что стали теми самыми, которых полсотни лет назад пытались показать в шаржированном виде? Или, наоборот, что-то более изысканное. Например, в номере, называвшемся "отчаяние Дивы" (вскоре после неудачи с обольщением героя) в аккомпанементе мрачно звучат тремоло струнных, отсылающие к теме судьбы Кармен из оперы! Это намек, наверно, что Дива не столь плоха, так сложилась ее судьба. Тогда отсюда и до нынешней Риты недалеко. Григорович ставил балет уже после смерти Шостаковича (история прямо как с Петипа и Чайковским в "Лебедином"), то есть принимал решения об использовании музыки без композитора. Что думает окружающий народ, видевший этот балет в Большом?

 RE: Новый "Золотой век"
Автор: Юлиана (---.kubtelecom.ru)
Дата:   10 Сен 2002 12:55

Знаете, Михаил Алекссандрович, не многие из моего окружения согласны со мной. К сожалению, мне, можно так сказать, немного не повезло. Среди моего окружения есть только два профессионала, которые могут оценить происходящее и моя мама, которая любит балет (но, конечно, не в такой степени как я). Остальные же люди-невежи, которые не понимают искусство вообще. Так вот, например, на моего хороршего друга, художественного руководителя детского театра балета, в котором мне довелось заниматься, Наталию Руслановну этот балет не произвел большого впечатления. Не знаю еще почему, мы на эту тему не разговаривали. А вот девушке, которая сама выступала в "Веке" полюбился этот спектакль. Здесь судить трудно, у каждого есть своя точкя зрения. Нужно собирать мнения (профессионалов в первую очередь, ну и потом уже зрителей). Этим и займемся....... :-)
Надеюсь услышать от Вас чтот-нибудь
С уважением, Юлиана