Большой
 Балет 11а - Dr. Faust von Petersburg
Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата:   08 Апр 2001 18:25

Добрый день всем. Чтобы не переполнять Балет 11 и не менять направление тамошней дискуссии, решил открыть ответвление темы (Инга, простите, это не посягательство на традицию).

Не чувствую вдохновения, но попытаюсь рассказать о вчерашнем спектакле МАЛЕГОТ'а, даже не описать - дать кое-какую информацию. Трудно, потому что голова переполнена впечатлениями. Спектакль длинный, около двух с половиной часов, и послание выйдет жутко пространным, т.к. вещь новая, мало кто ее видел, наверно. Основной недостаток спектакля, на мой взгляд, это - излишества. Всего было чересчур много - диковинных костюмов, небывалых поддержек и прыжков, персонажей и взаимоотношений между ними. В чем-то к нему можно предъявить те же претензии, что в новому "Щелкунчику". Меньше давление оформителя спектакля, художника, больше - хореографа (что в плюс "Фаусту", конечно), но всего - слишком! К тому же я ощущал отсутствие периодичности в эмоциональном уровне сцен. Я имею в виду, что почти все шло на драматическом накале, и не было моментов кульминации и последующего катарсиса, моментов, позволяющих публике расслабиться, подготовиться к новому напряжению. Нельзя провести столько времени в состоянии "suspense", устаешь и перестаешь реагировать в какое-то время. Недаром в классическом балете выработалась знакомая нам структура: пантомима, па д'аксьон, па-де-де, etc. Здесь же действие и музыка оказывали постоянное давление. Естественно, как любой сюжетный балет, "Фауст" был разбит на сцены, но почти все они были эмоционально равнозначны, и во всех хореография была наполнена самыми сложными элементами, которые приходилось видеть. Не было чисто классических гран жете, жете ан турнан, фуэте и т.п., но в изобилии - замысловатые поддержки, "стульчики" всех видов и фасонов (рококо, гамбсовские, Ikea, если позволите шутку), прыжки, многие из которых ранее не видел, причудливые арабески и другие позы. Танцы - это смесь классики с модерном, эклектика, нарушение стиля, что обычно не нравится критикам. Хотя в целом балет можно отнести, наверно, к неоклассике. Героиня танцевала частично на пуантах, частично - босиком (в разных сценах - по-разному). Хореографическая и драматургическая насыщенность каждого эпизода тоже не позволяла выделить главные смысловые элементы, сосредоточить внимание - изюма в торте не должно быть слишком много. То же относится к костюмам - масса выдумки, фантазии, но столько деталей, что ни ухватить все с первого раза, ни запомнить не удалось. Может, далее скажу о чем-нибудь подробнее, если в процессе написания смогу что-то вспомнить и выделить из хаоса в голове (блокнотика все еще с собой не ношу).

О музыке спектакля. Композитора надо, наверно, представить особо. Шандор Каллаш, род. 1935 в Черновцах. В 1961 окончил композиторский факультет Львовской консерватории, в 1964 - аспирантуру Московской консерватории (по один данным - по классу Шапорина, по другим - Кабалевского). Чл. Союза композиторов с 1964, чл. Союза кинематографистов России с 1979. Автор музыки к балетам "Макбет", "Фауст", "Тристан и Изольда", опер "Моно" (по Гете), "Дядюшкин сон" (по Достоевскому), "Наташа и Куприянов (по А.В.Введенскому) и др. Им написана музыка ко многим спектаклям театра на Таганке, к "Королевским играм" в Ленкоме и спектаклям других театров, к художественным и мультипликационным фильмам. В последние годы им создано много произведений камерной и духовной музыки. Каллаш, кажется, был в зале, но на сцену его не пригласили, что, конечно, совершенно невежливо. Конечно, композиторам "Маску" не дают, но автор оригинальной музыки балета безусловно заслуживает, чтобы его представили зрителям. Характерная особенность музыкального сопровождения спектакля - сочетание "живого" оркестра (дир. А.А.Аниханов) и фонограммы, где использованы необычные для симфонических оркестров инструменты, хор, сопрано и тенор.

В программке статью о музыке написал сам Каллаш. Отмечает черты, которые непрофессионал уловить просто не смог бы. Так, хор поет (и бормочет) какие-то древнегреческие слова, солисты исполняют средневековый рождественский текст, комические немецкие каноны. Указано, что в музыке звучат мотивы древнего Египта и Вавилона, мелодии Древней Греции (откуда эти мотивы и мелодии известны, спрашивается?), григорианские хоралы, византийские песнопения, ренессансные танцы и др. Музыкальная тема Фауста определяется буквами его имени по обозначением нот в латинице. Все это - пояснения композитора, а на слух музыка весьма интересна и вполне танцевальна. Любопытно смешение национальных мелодий с джазовыми интонациями (не знаю, как насчет мелодий Вавилона, но, скажем, медленная часть чардаша была обработана в духе гершвиновской "Summer Time"), включение цыганских и еврейских мотивов. Наряду с этим - мощное современное звучание в космогонических сценах, там где пытались выразить общефилософские идеи. Я нашел музыку очень интересной и органичной спектаклю, главной идее.

Главные действующие лица и исполнители:
Фауст - В.Ильин. Стройный мальчик, но пресный, не хватает техники. Во всяком случае, почти весь балет так было, но в конце он здорово станцевал вариацию, и я подумал, что, может, ему неудачно выстроили роль. Хореографически он не был главным героем, хотя по сюжету все вокруг него вертелось.
Черный Пудель (Мефистофель) - Д.Толмачев. С одной стороны - дух отрицанья, насмешливый бес, т.е. гротескная роль (типа Дроссельмайера). С другой стороны, ему еще поручено выполнять функцию мирового зла. Много пантомимы, но еще больше танца, причем очень интересные па, вариации. Показался более интересным танцовщиком, чем герой (но, может, это из-за более интересной роли).
Маргарита (она же Елена во 2-м акте) - Эльвира Хабибулина. Она снята Эсмеральдой на видеокассете с версией Боярчикова. Легкая, мне там нравилась, и я удивлялся по незнанию, почему ее не видно в "больших" театрах. Очень мила и привлекательна, выросла по сравнению с тем временем, и снова мне понравилась, хотя прыжки не показались такими уж легкими. И работала на совесть, и танцевала с удовольствием, и по технике вполне соответствовала поставленной задаче. Но не представляю в большом классическом балете. Надо бы посмотреть в будущем другие спектакли МАЛЕГОТ'а.
Марта (она же - Шут и Гомункул во 2-м акте) - Е.Гринева. Более жесткая роль, чем у Гретхен, требовавшая грубых красок, подчеркивания исключительно эротических мотивов в 1-м акте, характерно-комических - во втором. Девочка танцевала неплохо (как и вся труппа в целом) - в рамках (опять же) поставленной задачи.
Ведьма - И.Соловьев. Шикарная ведьма, даром что мужик под 190 (или именно поэтому).
Валентин (Парис) - А.Меркурьев. По роли - не брат Гретхен, а некий белый рыцарь, то ли жених, то ли старший ангел-хранитель. Соответственно, более классические движения, которые не очень хорошо получались.

О литературной основе. М-да, "Фауст" Боярчикова будет посильнее "Фауста" Гете:-))). Судите сами по перечислению эпизодов.

Все начинается с Пролога. На заднике - темное небо со звездами. Где-то среди светил в безднах космоса идет бесконечный хоровод (танцовщики в белых балахонах с капюшонами, даже мешками, на головах) природных сил и начал, вовлекающих в круговращение центральный персонаж. Видимо, основная идея Пролога (и всего балета) позаимствована у Экклезиаста: "Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем". Запомнился финал хоровода "светил": персонажи лежат, подняв вверх руки. Как будто судьбы человеческие прорастают из-под земли. Или наоборот (сцена повторена в финале спектакля) - в землю уходят, посылая последний привет остающимся.

Часть первая.
1. Келья доктора Фауста, соблазн расчета с жизнью - соло героя.
2. Воскресенье. Пасха. Две части. Церковный хорал, белые ангелочки, образ мадонны (будущей Маргариты?). И народный праздник, веселая пляска. В ансамбле - одни мужчины, в том числе и на женских ролях. Несколько шокирует, идею в тот момент не понял, но туры делают как заправские балерины. Сама по себе сцена неплоха, но затянута, особенно учитывая общую длительность спектакля и то, что это - второстепенный эпизод.
3. Снова келья, появление Черного Пуделя, контракт. Адажио Фауста с чертом. Мефистофель вырывает из груди Фауста красный лоскут (договор скреплен кровью?), который потом "превращается" в огромный красный плащ, под покровом которого они отправляются в полет. Сам дьявол при этом преображается. Сначала предстает в образе пуделя - сгорбленный, покрытый хламидой, с красным поводком на шее, который вручает Фаусту в знак покорности. Перед полетом - Черный Рыцарь (явные аллюзии с Булгаковым), копыто обозначено белым носком на одной ноге.
4. Кабачок Ауэрбаха. Симпатичная танцевальная сценка пьянства студентов, появление Фауста с Мефистофелем, у рампы из бутылок (петард) летит огонь, в зале реально пахнет серой, а у каждого из тройки студентов появляется двойник-монстр с обросшей шерстью головой (аллюзия со "Сном в летнюю ночь"). В конце не помню уже кто (Мефистофель или один из студентов) громогласно у рампы произносит сакраментальное "quod erat demonstrandum". Пить много вредно - вредно много пить, словом.
5. Видение красоты, кухня ведьм. Мефистофель показывает Фаусту образ Маргариты, окруженной ангелами (самые неудачные образы спектакля, девочки с крылышками на спине, и ни ангелы, и ни сильфиды - ни то, ни се). Рядом с Гретхен - белый рыцарь Валентин. Поскольку Фауст не вдохновлен девушкой, его переносят на кухню ведьм. Ведьма, как уже написал, шикарная - высокий стройный мужчина в красном платье и огромными когтями на руке. Гротескный танец, навеявший гетевское:
"Я видел любопытный сон,// ствол дерева был расщеплен" - ну, и так далее (пощажу стыдливость юных барышень). В итоге готов любовный напиток (Виагра?), влит Фаусту в горло, и можно снова возвращаться к Гретхен. Как-то сомнительно, не правда?
6. Чистая Гретхен заключена в круг ангелов, куда зло прорваться не может. Но: Мефистофель соблазняет одного из них (в программке назван Падшим Ангелом), тот превращается в Марту и становится подругой Мефистофеля (комментарии излишни), а Фауст добирается до Гретхен. Центральный эпизод этого акта - двойное адажио: классическое Фауста с Маргаритой и модерн с подчеркиванием эротических моментов, валянием на полу, недвусмысленными жестами и па - у Марты с Мефистофелем. Хорошо сделано, на контрасте двух пар, мне понравилось. В конце сцены дуэт Фауста с Маргаритой также становится откровенно чувственным, тоже возникают сомнительные жесты (нога, просунутая сзади между ног Маргариты - черное на белом фоне тюники; как все современные хореографы любят это движение!).
7. Поединок, гибель Валентина. Своего рода па-де-труа. Валентин со шпагой в руке атакует Фауста, тот без оружия, точнее, у него в руках - Мефистофель. Он им и занимается - всякими поддержками, спереди, сзади: А уж тот, сидя на Фаусте, у него в руках и т.п., каждый раз при очередном выпаде отбивает удар - то рукой, то ногой. Изобретательно, эффектно, очень понравилось. В конце черт выбивает шпагу, поднимает оружие, и Валентин, устремившийся ее схватить, натыкается на острие и погибает.
8. Вальпургиева ночь. Шабаш ведьм, к сожалению, недостаточно буен. Можно шикарно сделать, учитывая персонажи. Водят хоровод, в центре - та самая ведьма (ведьмак). Она и правит бал, а вовсе не сатана. Мефистофель маячит у нее за спиной теневым кардиналом, а ведь по смыслу - он повелевает всей этой нечистью. Они вовлекают в круг отбивающуюся Маргариту, которой тоже суждено стать ведьмой.
9. Гретхен предпочитает, однако, смерть. Прощена небесами (за что собственно в такой трактовке?), снова окружена ангелами и воссоединяется с Белым Рыцарем. Искания Фауста продолжаются.

Здесь - конец первого акта. Как видите, сюжет изменен, Боярчиков сильно подправил Гете. Перед началом спектакля, как только прочел про превращение ангела в любовницу черта, захотелось хихикать. Но потом втянулся, и даже особого отторжения не возникло. В конце концов, литературное произведение на экране тоже неадекватно обычно первоисточнику, чего же требовать от балета? Но концы с концами надо все же уметь сводить постановщику.

Вторая часть. Тут сюжет еще больше отклоняется от Гете.
1. Фауст спит на красном плаще (который, напомню, генетически связан с тем алым лоскутом, что вынул из его груди Мефистофель). Ангелы хотят его освободить, черт не дает, Марта стенает по утраченному ангельскому бытию и сатана превращает ее в Шута (в золотом трико, как Божок в "Баядерке"). Этот момент и дальнейшая роль Шута мне совершенно непонятны, просто лишними показались, как и многое другое. Мефистофель в этом акте - весь в белом, копыто обозначено на сей раз красным чулком.
2. Дворец императора. Танцы придворных - дивертисмент в духе "Раймонды" (не по танцу, как-то по духу напомнило, может, из-за венгерского звучания музыки Каллаша).
Здесь в кордебалете наоборот - одни девушки (в том числе, и на ролях кавалеров). Становится понятной идея мужского ансамбля в параллельной сцене 1 акта - противопоставление грубоватого народа классическому изяществу. Танцует Шут, все забавляются. Танец - как у механической куклы, того же "Золотого божка", что противоречит объяснению в либретто, что Шут - живой, но никому нет до него дела и он умирает (ОК, кукла ломается, нет разницы). Зачем это, не понял. Придворных продолжает забавлять Мефистофель. Появляются видения Елена Прекрасной (бывш. Гретхен) и Париса (бывш. Валентин). Фауст под впечатлением красоты и сходства, но его не пускают и возвращают в келью.
3. Гомункул. Мефистофель изготовляет для него искусственное человекоподобное существо - бывш. Марта и Шут. В балахончике, на котором прыгает огонек - эффектно, как он перемещается по телу во время соло.
4. Классическая Вальпургиева ночь, куда привел Фауста сходный ему по порывам Гомункул. Интересны разводки по сцене и момент, когда окружение Елены (все в белом) группируется в некий магический кристалл (изображается ручками и ножками, торчащими в разные стороны). Сам Гомункул любить не может и исчезает (из-под балахончика вырываются и взлетают вверх воздушные шарики, огонек гаснет).
5. Силой любви Фауста, видимо, Елена превращена из фантома в живую женщину, Фауст с Мефистофелем ее похищают, их преследует Парис. В теме Елены слышны индийские мотивы (для имитации античности? в конце концов, греческие племена времен троянской войны - индоевропейского корня).
6. Война. Император посылает армию (танец-вышагивание, примерно как ассирийские войска в "Набукко") в поддержку Париса.
7. Гибель Париса. Раскаяние Фауста.
8. Открытие Фаустом гармонии мира, его утешают ангелы.
9. Финал - полная гармония со Вселенной, договор теряет силу и Мефистофель снова становится Пуделем, поводок в руках у Падшего Ангела, вернувшегося в прежнее звание и даже получившего повышение по службе - раньше стерег Маргариту, теперь - самого Сатану.

Таким образом, весь второй акт - в определенном смысле повторение в идеальном мире классической античности той же истории, что случилась в реальном мире немецкого средневековья. Отсюда и Эпилог - повтор Пролога: Фауст вовлечен в круговорот материи в природе, и снова - прорастающие из Земли руки. Душа Фауста в виде летящего огонька присоединяется к звездам на заднике. Привожу в заключение замечание дамы с тонким вкусом и зорким взглядом, что "Фауст" Боярчикова - это смесь Гете с праФаустом (народными легендами о докторе-чернокнижнике) плюс отсебятина.

Вот такие дела. Увы, не смог выполнить заветы Сергея - написать про танец так, чтобы он был "виден" читателю. Причины объяснил в начале, почитаем завтра критиков. Спектакль заслуживает "Золотой Маски", на мой взгляд, но непонятно, по какой номинации. На "современный танец" не выходит - хореография не та. Крамольная мысль: если мы оцениваем именно спектакль (а не хореографию, по которой конкурс идет отдельно, как нам объяснили наши уважаемые критики - Анна и Сергей), то я бы отдал "Фаусту" как спектаклю предпочтение даже перед "Драгоценностями". Не в нынешнем состоянии, увы. Да и вряд ли жюри решится обойти Баланчина и МТ. А вот при переделке балета он мог бы получиться очень интересным. Из-за перенасыщенности деталями и персонажами действие кажется затянутым и временами даже скучным, хотя и отличается потрясающим разнообразием танцевальных номеров и сцен. Это не спасает: если в каждом эпизоде демонстрируется полный набор возможных сложных движений, сцены становятся похожими. Может, надо было по договоренности с композитором сократить музыку и снять некоторые эпизоды, особенно из 2 акта. Сделать балет компактным, может, в один акт - сместить акцент на Мефистофеля (есть же "Фауст" Гуно и "Мефистофель" Бойто).
А в нынешнем хаотическом виде "Фауст" претендовать на "Маску" как спектакль вряд ли может, ему не хватает выстроенности и той цельности, которой отмечены премьеры антрепризы Ананиашвили-Фадеечева. "Маску" за хореографию? Может быть - тут есть на что подивиться. Не знаю, нет ли в конкурсе премии "за новаторство"? В самый раз была бы: Предвижу разгромные рецензии в газетах - повторение ситуации со "Щелкунчиком". Но на фоне застоя в БТ приветствую любые попытки и эксперименты. В зале наблюдались Гаевский, Василев, Долгушин, Касрашвили.

 RE: Балет 11а - Dr. Faust von Petersburg
Автор: Анна Гордеева (195.209.143.---)
Дата:   09 Апр 2001 12:54

Уважаемый Михаил Александрович,
премия "новация" в "Маске" существует, но это отдельная номинация, и спектакли, присутствующие в ней, были выбраны еще при объявлении номинаций ( начало декабря). В номинации "новация" этой Маски: "Бабы" Панфилова, "Арвайден" осетинского обрядового театра, "Имитатор Деи" театра "Черноенебобелое" и "Суицид" театра "Дерево". В эту номинацию попадают спектакли, которые трудно отнести к какому-либо виду искусства. Согласитесь, что "Фауст" к таковым не относится. Это точно балет. Как сказал бы классик, однозначно. "Отправляют" в "новацию" спектакли и экспертный совет по музыке, и экспертный совет по драме. В этот раз мы ("музыка") выбрали Панфилова и Арвайден, "драматические" выбрали Имитатора и Суицид. И смотрят эти спектакли оба жюри, и Маску дают одну. Правда, у каждого жюри (и драматического и музыкального) есть одна свободная "Маска", они ее могут вручить кому угодно из участвовавших в фестивале людей (спектаклей) с какой угодно формулировкой, без всяких номинаций. Что касается присутствия в зале VIP-персон :) - так вообще-то это все (кроме Василева)члены жюри. Там еще должны были быть (я была на Потерянных в звездах, поэтому не знаю, были ли в реальности - но скорее всего были) Парин (председатель жюри), Абрамов, Бэлза, Веденеев, Касаткина, Стрежнев, Суриц, Чистякова.

 RE: Балет 11а - Dr. Faust von Petersburg
Автор: marex (---.dialup.ptt.ru)
Дата:   09 Апр 2001 16:14

Уважаемый Михаил Александрович!
Мне "ФАУСТ" в целом не понравился. Считаю его крайне претенциозным произведением. Растянутый и несколько скучный балет.
Понравилась только Хабибуллина (Маргарита и Елена), технически хорошо оснащенная девочка, которой приходилось находиться на сцене в течение 30 / 35 минут подряд без перерыва, выполняя при этом сложнейшие элементы. Неплохо выглядела Гринева (Марта -Шут - Гомункул). Правда, как Вы правильно заметили, трудно себе их всех представить в "классических" ролях.
Слышал как многие критики в зале восхищались, ахали и охали. Не знаю. По моему с этим балетом немного перемудрили. Хотя, соглашусь с Вами, необходимо всегда приветствовать любые попытки новаторства, особенно на фоне всего происходящего (вернее, не происходящего) на сцене Большого театра. Сомневаюсь, что совет критиков, отдаст "Золотую Маску" балету "Faust". Правда, лучше не гадать! Через несколько часов все станет известно.