Автор: Дуня (213.152.143.---)
Дата: 01 Мар 2003 10:20
Добрый день,
Отсутствие форума в течение нескольких дней, возможно, несколько сместит акценты нынешних сообщений, но, надеюсь, все это понимают:)? Потому говорю это, что хотелось мне непременно упомянуть вечер Пети 25-го, а ведь с тех пор уже прошел еще один, - на нем я, правда, все равно не была:) А посему, с Вашего позволения, я все же обмолвлюсь о 25-м, так как просто не хочется умалчивать о том, что:
- ПАССАКАЛЬЯ, которую я всегда любила, просто привела в восторг. Под нее можно медитировать. Возможно, на этот раз удовольствию способствовало и мое месторасположение в зале: самая середина 1 яруса. Общая панорама этого мини-спектакля была восхитительна: геометрия постановки, свет, танцевальный рисунок - изысканны, а группировки танцующих лаконичны и по-античному красивы. Но главная причина, думаю, состоит в том, что отработали спектакль исполнители превосходно: четкость ансамбля, чувство стиля, завораживающая Лунькина, "прибавивший" Годовский, прекрасные ребята и девушки. Не могу все это не отметить, так как с последнего представления в мае прошла уйма времени и, признаться, я боялась, что все расползется. Публика в моей ложе несколько скучала, но вела себя почтительно и смиренно "самообразовывалась", лишь иногда вздыхая: "А Германна все нет", получая при этом от вредной меня умоляющие замечания и просьбы потерпеть еще немного.
- ПИКОВАЯ ДАМА. Опять же - немного новый для меня ракурс (лишний раз поражаюсь, как меняется восприятие в зависимости от ракурса!)и поэтому общая картина спектакля прозвучала ярче и стильнее (сценография, цвет, костюмы). Особенно впечатлило сползание "кровавых" кулис в прологе к финалу, который мне всегда нравился тем торжественно-мрачным и фатальным предощущением, которое создает.
Опять же - кордебалет был на высоте. В этот раз мне хотелось бы непременно отметить танцевальную сторону роли Германна. Цискаридзе здесь творил какие-то чудеса. Легкость и чистота исполнения были поразительные, если учесть, что нагрузка на его танцевальный "аппарат" в последнее время была велика и разнообразна. Но что завораживало более всего - абсолютная беззвучность его танца - какое бы па ни исполнялось. Признаться, это придавало происходящему даже некий нереальный мистический "привкус", - все начинало напоминать сон, что ли? Подумалось, что пора вновь танцевать ВИДЕНИЕ РОЗЫ - на новом "витке спирали". Думаю, было бы здорово!
Да, еще. Зал был полон и принимал ПИКОВУЮ ДАМУ прекрасно! Передо мной сидел героический ребенок лет шести-семи (девочка), я поначалу побаивалась, что она утомится и будет мешать, но (вырастет, примкнет к нашим рядам:)) - не пикнула. Скорее мешал ее папа.
БАЯДЕРКА. С-Петербург. Начала не с нее, видно потому, что, по большому счету она меня, увы, не затронула. Все же - феерии с привкусом "вампуки" - не про меня. Нет, я получила конечно, несказанное удовольствие - "море" классического танца, дивные, мягкие, как бы "светящиеся" изнутри, мариинские девочки (чему я очень рада, так как летом в ЛО кордебалет и корифеи меня очень огорчили), дефиле костюмов, общая развлекательность "имперского" спектакля, змеюка смешная в сцене метаний Солора, декорации, а особо - Слон и плюшевый тигр, - все давало повод для веселия души, но БАЯДЕРКУ, к которой я привыкла, которую люблю, героям которой сопереживаю, для меня "убили". Поэтому цельного впечатления нет вовсе, спектакль рассыпался на мельчайшие составные части, которые собрать я, может, смогу, только изрядно поработав над образом БАЯДЕРКИ, давно сложившимся в моей голове и посмотрев еще раз. А поэтому и впечатления будут подобны мозаике, а попросту - сумбурны.
Скажу сначала, что я с огромным уважением отношусь к проделанной работе, я прочла интереснейшую статью "В поисках Баядерки" в газете МТ, и они меня убедили, и я прекрасно осознаю субъективность собственного восприятия, так как понимаю, что это - мои стереотипы. Поэтому, разумнее будет сравнить не БАЯДЕРКИ (это удел профессионалов и более скурпулезных любителей, к тому же об этом уже много написано всего), а скорее впечатление, которое производят старый и новый варианты. Безусловно, создавать такие музейные экспонаты (хотя, согласна с тем, что идти надо до конца, но давая потом подобные спектакли ПАРАЛЛЕЛЬНО с теми, что идут сейчас) интересно и важно, поэтому вопрос целесообразности я выношу за скобки.
Итак, общая структура спектакля. Для меня она расползлась совершенно. Многие говорят и пишут, что, мол, советская Баядерка обрывается на полуслове, что она "концертна", нелогична и т.д. Для меня же она - сама гармония. Сцена теней является вершиной, взобравшись на которую, мне абсолютно не хочется с пугающей скоростью слетать вниз. По большому счету, - жанры разные. Об этом прямо говорят авторы восстановления. И жанр "поздней" Баядерки мне ближе. Четвертый акт поэтому меня вообще добил: как все заскакали! Пафос образа Никии, которую я люблю нежно, сама ее возвышенная суть были потеснены пресловутым "канканом". Ее появления в 4 акте были, увы, скорее комичны: действительно - то настырно и мелочно выдергивает раз за разом лилии из рук брачующихся, то поистине "втирается" между ними. Приставания девушек в спальне (!) к Солору, особенно у Гамзатти, с ее "поплясушками", кроме улыбки, ничего вызвать у меня не могут. Самый финал вампучен абсолютно - все так смешно метались (в то время, как колонны были на совершенно безопасном от них расстоянии), потом полегли, потом Солор "воскресает". Не хочется использовать ядовитые стрелы, но невольно мне видилось, что Никия - никакая не тень, а некая террористка, которая добилась своего, порешив разом всех соперниц, заполучила Солора и :"они жили долго и умерли в один день". Понимаю все - иной стиль, условность жанра, "русский индуизм" и прочая.. Но принять пока не могу - не трогает, а лишь радует глаз.
Сценография, свет и костюмы. Не могли не понравиться, за исключением костюмов Гамзатти (наиболее странно она выглядела при первом появлении, когда Раджа ее с гордостью представил Солору: странное простенькое одеяние внизу заканчивалось натуральной бахромой, вызывающей в моей памяти две не относящиеся к делу вещи: знамена и абажуры. Ну, может, еще портьеры. Было ощущение, что эта небедная барышня, как маленькая девочка, соорудила себе импровизированный костюм из того, что попалось ей под руку. Может, поэтому Солор в таком ужасе отшатнулся о нее?:)) Удивил еще костюм солистки в индусском танце - возможно, я чего-то не понимаю, но у меня он вызвал своей колористикой воспоминания о балете ПЛАМЯ ПАРИЖА. Впрочем, это все-таки европейская Индия, поэтому - ладно.
Костюмы теней были очаровательны - такие женственные девочки в очаровательном неглиже (по тем временам, конечно). Прочла у постановщиков, что это сделано умышленно, дабы вызвать эротические чувства у зрителей нескромным зрелищем женского белья. Замечательно. Но "мои" бестелесные "голубые" тени - скромные особы. На их стороне остались пока симпатии.
А вот яркий свет в сцене теней меня расстроил ужасно, так как из-за него я не получила от любимейшего акта и десятой доли привычного удовольствия. Замысел авторов здесь меня убедил вполне, но чувства не хотели подчиниться разуму и, поэтому, споткнувшись взглядом о стоящую в середине первой линии девочку, которая героически "боролась" с девлоппе, при этом будучи освещена еще и ярким радостным светом, - я "отключилась" и медитация превратилась в созерцание "работы" кордебалета. Более того, их стесненное (из-за декораций и пышных юбок) расположение на сцене (да и вообще сцена МТ меньше, как известно) не давало привычного ощущения подавляющей красоты и разреженного гималайского "воздуха". Помню, как на спектаклях "старой" Баядерки зал обычно аж вздыхает, когда все девочки, спустившись, выстраиваются в ряды. Здесь этого не было. Хотя, аллегория облака (тумана), спустившегося в ущелье Гималаев и ссылки на вдохновившую Петипа гравюру Доре сами по себе меня очень вдохновляют. Надеюсь, что в следующий раз все как-то сложится для меня (и девочки) лучше. В целом, сцена теней оживила в моей памяти озвученное после летних гастролей Кисельгофф мнение о том, что кордебалет был прекрасен, но до уровня поразивших ее накануне девочек БТ, не поднялся.
Никия. Обожаемая Никия. В исполнении очень нравящейся мне балерины Дарьи Павленко, которая относится к тому типу танцовщиц, что я очень люблю. Она доставила мне минуты истинного наслаждения, но цельного образа я не "ухватила", а 4 акт окончательно поставил "крест" на попытке прочувствовать Никию в этом спектакле. ЧУдно было появление ее, - при скупом рисунке очень выразительна, наполнена, музыкальна и печальна. Очень красивой была сцена игры на ситаре (или как там правильно?), когда Никия играла, а Солор слушал. Вроде танца и не было, но оба были так поэтичны, так унисонны в проявлении чувств и музыкальны, что сцена очень запомнилась. Понравилось мне, как Дарья сыграла сцену "со змеей", хотя и не очень была технична, как мне показалось. Но ее тоскливые руки и глаза, обращенные к Солору, я запомню. И танец с корзинкой - замечально. Он играла не истерику, как часто бывает, а неподдельную радость, которая, если не ошибаюсь, ей полагается по либретто, - ведь Никия думает, что цветы от Солора. Очень понравилась сцена Теней - дуэт был хорош. А вот вариация Никии (вариант Кшесинской), которая, как я почерпнула из статьи, - эксклюзив Даши, пока мне непривычна. То, что было дальше - увы, сочувствия не вызывало. Но к Павленко это мое НЕсочувствие уже не относится.
Солор. Поначалу мне категорически не хватало танца, - все же московский Солор-Цискаридзе (а у кого-то еще, возможно, и парижский) просто-таки "впечатан" в восприятие. Потом привыкла немного. Он был такой яркий, такой пряный, такой по-восточному "избыточный", - плоть от плоти этого яркого причудливого действа, что это само по себе было необычно и интересно глазу. Шесть (кажется) костюмов!! Один другого ярче. По нескольку ниток жемчугов вокруг Солоровой шеи плюс нитка на тюрбане, восточная обувь с загнутыми носами - чудо, что насочиняли художники для "пешего" старенького Гердта:)! Непривычные цвета и сочетания. Хорошо, что подобные сценические одеяния Цискаридзе идут, а то была бы катастрофа:. В тенях, правда, мне катастрофически мешал ярко-желтый костюм, так я и не привыкла к нему, - сильны стереотипы. Не слишком приглянулись, с позволения сказать, трико. Они вроде и не обтягивают (понятно, не полагается), но и не струятся свободно, а поэтому как-то собираются в сборки на коленях. Умилил опять же 4 акт: на дефиле Солор выходит в умопомрачительном ярко-синем костюме, сильно расшитом, - первая мысль: "как же в таком танцевать?". Все, оказывается, просто - скрывшись на некоторое время за кулисы и поотсутствовав недолго на собственной свадьбе, Солор выходит уже в красном, ином костюме. На мое недоумение моя спутница логично пояснила мне это так: "танцевать в нем нельзя, а эскиз имелся, вот и надели ненадолго на выход!" Ну что за прелесть этот старый добрый балет!
На слоне Цискаридзе появился неподражаемо! Жаль, что уехал слишком быстро - я не успела налюбоваться. Да и слон, надо сказать, был очень красивый - ну прямо настоящий.
По сути вопроса уже хорошо написали критики, поэтому мне добавить почти нечего. Николай молодец - справился с волнением (все же премьера для него), не упутался в тексте и пантомиме, достойно партнерствовал (а сколько было дам - можно посочувствовать! (или позавидовать?). В 4 акте пришлось в режиме нон-стоп плясать в параллельных движениях и в па-де-труа, и с обеими обожательницами, и пр., при этом не забывать тосковать по Никии и реагировать смятенно на ее тень, - да все это еще в диком темпе. Вариация непривычная - с выходами из пируэта в арабеск, потом сразу - опять пируэт-арабеск (ну прямо-таки "приветы" от Никии:)!) Николай достойно справился с этими, напомнившими мне ДОЧЬ ФАРАОНА, "скАчками", при этом успел "выдать" в па-де-труа незабываемо "вкусные" большие батманы (назову их так условно, на большее я не способна:-)).
Согласна с уважаемой Ариной, - когда Солор-таки начал танцевать в этот вечер, я постоянно боялась, что слетит массивная чалма, - должно быть она тяжелая и в ней очень жарко:) Ну, красота требует жертв, ничего не поделаешь..
В результате, оказалось, что, пешего поначалу Солора, потом так плотно "загрузили" "позднейшими наслоениями", что партия уже не казалась мне простой, а скорее наоборот - пришлось и мимировать, и метаться в пантомимных страданиях, управляться с костюмами, выдержать сложный акт ТЕНЕЙ, а потом танцевать со множеством ревнивых и не очень индийских женщин в темпе канкана (4 акт).
Цискаридзе был приятно раскован и уверен в себе, хотя наверняка волновался, но мы этого, к счастью, не заметили. Так что - мои искренние поздравления нашему "народному Солору" по поводу удачной премьеры в очередной версии БАЯДЕРКИ!
Прошу прощения, но Гамзатти-Осмолкина на меня не произвела никакого впечатления.
Очень понравился Брамин-Пономарев: вот она, вековая культура пантомимы, - очень интересно было наблюдать его работу в спектакле.
Очень хороша была Голуб в вариации Тени!
Уф, не могу я больше писать на сию тему. Скажу только, что, невзирая на ворчание, я получила удовольствие, только совсем иного рода, нежели от привычной - трепетной и пронизанной все же трагичным содержанием БАЯДЕРКИ. Для меня это - разные спектакли, а не две версии одного.
ЖИЗЕЛЬ с Кожокару-Кобборгом. Здесь я много не напишу, так как места мои были не самыми удачными - хотя и удобными (ах, Мариинка - там прекрасно видно и с третьего яруса!). Поэтому до меня доходила лишь танцевальная сторона дела и судить об остальном я не считаю себя вправе. Кожокару понравилась мне очень. Нежное дите, она смотрелась на фоне мощной Мирты такой беззащитной, что хотелось помочь ей и прокричать с яруса что-то вроде легендарного: "Юра, я здесь!". Нежное сие создание имело поразительный баланс, изумительно тихо, но отчетливо шептало па-де-бурре (особенно в финале!), изобразило одно из самых гармоничных среди всех виденных мной субресо, - иными словами, - второй акт был редкостно красивым и печальным, а Кожокару оказалась ни на кого не похожей Жизелью.
Кобборг - "не моя чашка чаю", увы. Его ноги достойны потоков восхищения, но сия отчетливость даже отвлекала от главного, как-то невольно воспринималась как самоцель. Но это - моя убогость, ибо я, видимо, все же не люблю датского акцента в классическом танце. Исключение одно - великий Брун.
Ну а Баймурадов-Ганс, конечно, - хорош. Да, как я могла забыть, - он впечатлил меня еще и в индусском танце!
Спасибо любимому городу С-Петербургу за сбывшиеся ожидания, приятные, хотя и мимолетные, встречи и знакомства, и довольно лояльную погоду!
Прошу прощения за длинные и путаные впечатления - и в мыслях не было так много писать - "аппетит приходит во время еды".
Д.
|
|