Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата: 27 Янв 2003 14:12
О новых и старинных балетах - к вопросам, поднятым уважаемым Димой. Начну с Теофиля Готье (вместо эпиграфа и в свете грядущей в БТ премьеры "Собора"): "Эсмеральда, пусть девственница и мученица, дала более многочисленное потомство, чем Ева".
В этом ироническом замечании отразились проблемы, мучавшие балет даже в эпоху романтизма - поиск сюжета. Хороший сюжет всегда был в дефиците. При этом балетные сюжеты должны быть простыми - язык хореографии не емок. Не помню, кто сказал, что поют то, что невозможно читать, а танцуют то, что невозможно петь:). Поэтому в балете популярны сказки и мифы. У всех сохранившихся великих балетов - очень простые сюжеты (когда-то Инга уже отмечала это). Даже при переносе известных произведений литературы в балет их сюжеты упрощались до неузнаваемости - за редкими исключениями. Отсекались какие-то персонажи, исключались какие-то сюжетные линии. Удачные балеты по хорошим же литературным первоисточникам можно пересчитать, наверно, на пальцах одной руки ("Легенда о любви" - тот самый редкий случай). Как я понял из контекста обмена мнениями, говоря о новых балетах, имеют в виду все-таки сюжетные балеты. А там действительно есть еще и проблема с музыкой - должна быть специально написана, обычно применяемые "нарезки" из великих композиторов чаще всего вызывают сомнения. Я не исключаю, что классический балет просто исчерпал свои возможности, сказал все, что мог и хотел сказать, и время Перро и Петипа ушло навсегда. Как ушло время классических симфоний Гайдна и Моцарта (не в том смысле, что их не любят или не играют - не сочиняют так больше, в принципе не пишут).
Тяга к балетной классике есть (как к Моцарту), а репертуар ограничен (сохранилось считанное число названий). Вот и хочется поднять из праха забвения что-то забытое, с музыкой, написанной специально для этого сюжета, и со старинной, по возможности, хореографией. Ну вдруг там шедевры лежат? Время, конечно, что-то отсекло, но справедлив ли суд времени - большой вопрос. Всякое бывало. Как пример: уже при жизни Бах считался старомодным, его сыновья стали более популярны. Даже великие "Страсти по Матфею" были забыты, и низкий поклон Мендельсону, вытащившему их много десятилетий спустя из архивной пыли. У времени нет рук, оно действует руками конкретных людей. А у них - собственные пристрастия, амбиции. Вот есть такой наблюдательный факт: сохранились только переставленные балеты. Но где здесь причина, а где - следствие? Переставлялись ли только лучшие балеты, те, что имели шанс выжить в изменившихся условиях? Или наоборот, выжили, потому что переставлялись, а выбор их имел субъективный характер (скажем, главный хореограф когда-то этот балет танцевал сам, а тот - никогда.)
Уж не знаю, по каким законам психологии публика любит на сцене сюжетные балеты - страсти-мордасти, любовь-морковь и т.п. По неразвитости ли нашей или по каким-то другим, более глубинным причинам? Опять же, старинные балеты имеют почему-то особое очарование, как и классические симфонии или оперы бельканто. Может, это воплощение наших представлений об идеальной красоте человеческого тела и самих композиций - сольных номеров, дуэтов, ансамблей. Наверно, все очень субъективно, но "Жизель" или "Спящую" я могу смотреть сто раз. А вот Форсайта, показанного на прошлом фестивале в Мариинке... Увидел, поразился, но больше не пойду, скорее всего: коренастые, сильные танцовщики выделывают такое, от чего восхищается ум (при неком напряжении), но молчит сердце. ОК, в следующий раз Форсайт выдаст что-то новенькое, опять поразит, и так по нарастающей, пока не исчерпает фантазию. А зритель тоже устает - получает все время по нервам, бОльшие и бОльшие дозы, и в какой-то момент идет смотреть знакомую классику. В музыке похоже, я думаю. Не имел удовольствия слышать упомянутых уважаемым Димой "Блестящих", у каждого поколения - свои кумиры, но почему-то уже на двух поколениях наблюдаю одну и ту же картину: неважно, с чего начал, заканчиваешь все равно Бахом, Моцартом, Шубертом, Брамсом...
Не соглашусь, пожалуй, с утверждением, что "оживить мумию" легче, чем поставить новый балет. Да, есть готовый сюжет и есть (в лучшем случае) полная партитура. Но нет хореографии, и ее нельзя поставить произвольно, надо соблюсти стиль. Архивных записей не так много, даже в Гарварде, и они разной степени сохранности. В мире множество хореографов, даже ОЧЕНЬ талантливых, а "реставраторов" гораздо меньше. Конечный итог работы - один и тот же: публика получает новый балет. А хорошим он выйдет или плохим - это уже от Бога, это не зависит, новый ли балет сочиняется или старый якобы восстанавливается (на самом деле, тоже сочиняется "по мотивам"). Следует иметь также в виду, что восстановление балета в полном смысле невозможно в принципе (даже если представить себе, что полностью воспроизведена хореография). Изменились труппы, тела танцовщиц, их технические возможности, изменились и вкусы зрителей. Поэтому в любом случае старинные балеты осовремениваются. Я как-то спросил одну из наших балерин, что она вносит, чтобы ее роли были близки зрителям, вызывали отклик у современной публики. Ведь хореографический текст в основном тот же самый, что был десятки лет назад. Ответ: "Свое лицо и фигуру девушки конца 20-го - начала 21-го века".
Проблема хореографов стоит во всем мире, как поведал нам, в частности, Б.Акимов в своих недавних интервью. Поиски молодых и талантливых не обязательно должны вестись по линии крупных постановок на основной сцене великих театров. Есть различные балетные конкурсы, где балетмейстеры могу представить маленькие номера. Сейчас в БТ есть Новая сцена, и Акимов говорил как-то, что планирует проводить вечера молодых хореографов (в Мариинском театре такое уже было). Да и на больших сценах БТ и МТ шли (и идут) новые балеты - Алексея Ратманского, например. Но даже во времена полновластия Григоровича в Большом театре, автора многих оригинальных балетов, там шли и классические (правда, в его редакциях, что далеко не всегда хорошо, мне кажется). Одно другому не помеха.
В Большом театре не вижу сейчас проблемы столкновения старинных балетов с современными. Проблема в другом: очень ограничен репертуар, как старинный, так и относительно современный. И мало больших балетов, для всей труппы. Поучительно, например, сравнить репертуар ведущих балерин примерно одного возраста в Большом и Мариинском театрах. Посмотрите, что успела станцевать Даша Павленко, скажем, и Маша Александрова. Можно взять любую другую пару - результат будет тем же. Или загляните на сайт Ковент Гарден - в Лондоне предстоит премьера "Спящей" в версии Макаровой, взгляните, сколько пар заявлено на главные роли. Московским же балеринам/премьерам почти нечего танцевать. Андрей Уваров, блестящий классический танцовщик, за последние два года не получил в Большом НИ ОДНОЙ новой роли. Вот сейчас есть шанс появиться в "Соборе"... Даже Николай Цискаридзе, не имеющий видимых проблем в БТ (в сущности, танцует все партии, какие хочет), уступает по числу своих ролей наверно любому западному премьеру мирового класса.
Однако не хочется "хоронить" классический балет. Возможно, мир ждет нового скачка. Более ста лет назад, в 80-х гг 19 века наблюдался кризис в балете. Скажем, за пять лет 1881-85 в Петербурге появилось всего три новых балета - один заведомо провальный, другой - восстановление балета Перро, и третий - перенос "Коппелии" из Парижа. Несколько цитат из газет того времени (по книге: Ю.Слонимский. Мастера балета. Л., Искусство, 1937, с. 227):
"Наш кордебалет не освежался новыми лицами, и все воспитанницы училища лезут прямо в солистки".
"Кордебалет танцует кое-как, шлепает ногами, едва шевели руками, топчется на сцене".
"Мимика - самая слабая сторона наших танцовщиц".
"Лучшие наши танцовщицы не считали нужным утруждать себя ежедневной практикой".
"Чуть ли не тридцать лет училище не выпускало ни одного первого танцора".
"Художественная сторона в современном балете, т.е. грация, пластика, мимика, гармония и картинность в группах, отодвинута на задний план..., танцовщицы выезжают ныне на технике, на эффекте".
И тому подобное. К этому времени Петипа уже поставил многие свои балеты, в том числе "Баядерку". Но еще никто не знал, что впереди у русского балета - "Спящая красавица", "Раймонда", "Щелкунчик", новая редакция "Лебединого озера", балеты Фокина. Как ни странно, некие надежды могут быть связаны сейчас с "новыми русскими". Как и тогда, в конце 19 века, в театре появились представители буржуазно-деловых кругов. Как и тогда, театр пока для них не свой, но, может, пройдет время, возникнут среди них балетоманы, появится дополнительное финансирование - не плата лично очаровавшим олигархов красивым балеринам, а поддержка театру, отдельным постановкам... Это может стимулировать хореографов, родится неоклассика 21 века... Кто знает? Давайте надеяться на чудо.
|
|