Автор: Михаил
Александрович (---.physik.Uni-Dortmund.DE) Дата: 06
Дек 2002 13:09
Tanztheater Wuppertal Pina Bausch
5.12.2002 O Dido Постановка и хореография - Пина Бауш
(кажется, 1999 год, поставлен в ознаменование миллениума)
Музыка - сборная, от тамтамов Анголы до бешеных ритмов танго в
исп. Г.Кремера Ансамбль - 9 девушек из самых разных стран вплоть
до Индии, 7 юношей (один с русской фамилией - Андрей Березин).
Началось с интродукции: представление ансамбля, сольные
танцы каждой из девушек под Кремера на фоне установленной вместо
задника мощной скалы, там же - акробатические трюки юношей. При этом
видеопроектор пускал на сцену изображения цветов крупным планом, так
что артисты танцевали на меняющемся пятнистом фоне пола, выхваченные
из него лучом прожектора. Уследить было трудно, просто глаза болели
от мелькания. К тому же, довольно однообразные движения,
традиционные у 'актуальных хореографов' валяния на полу и какой-то
постоянно повторяющийся жест руками: немного потрясти их перед
животом, будто отгоняя беременность, потом слегка умыть, потом
соединить ладошки и поднять обе вверх, потом приставить руку к носу
и что-то вроде отрезать, потом... Впрочем, довольно.
Спектакль поразил обилием реквизита. Какие там стулья! Хотя
и они были. Нет, сначала было яблоко. Или все же стул? Словом, после
интродукции вышел юноша со стулом и яблоком в руках. Встал на стул,
приколол яблоко к стене. Вышла девушка, постояла под яблоком,
изнутри гвоздик выдернули, оно к ней в руки и свалилось. Дальше -
больше. Перечислю использованные предметов - почти в хронологическом
порядке.
Небольшие квадратные столики с фруктами на
авансцене. Все девять барышень красят зеленые бананы в телесный
цвет, недвусмысленно обыгрывая их форму. Публика начинает хихикать.
Длинный узкий стол. На нем девушка, а группа юношей вращает
стол вокруг короткой стороны, ставя его 'на попа'. Задача юношей -
вращать аккуратно, так как мешают ножки (стола, а не девушки).
Задача девушки - успеть переползти на другую сторону стола, чтобы
все время оставаться сверху. Справилась успешно.
Интерьер
ресторана - столики, стулья, бутылки с вином, бокалы. Все разъезжают
на роликовых коньках, официанты подкатывают к садящимся дамам,
разливают вино, те пьют. Приглашение к танцу - вальс на роликах.
Шумовые эффекты - завывание ветра, буря. Все разбегаются, официанты
катятся на роликах, унося столики на своих плечах.
Лоток с
пиццей. Все берут по кусочку, лопают. Пара за столиком: пьют кофе,
он читает газету, она - книжку, и в задумчивости обмакивает свой
бисквит в его чашку, что его (мужа, видно) непомерно раздражает.
Длинная лестница, на ней девица. С ней проделывают то же
самое, что с барышней на столике. Лестницу вращать легче, хотя и
длиннее. Да и на вращающейся лестнице перебираться на другую сторону
тоже удобнее - можно сбоку, а не через верх. Поэтому добавлен еще
трюк: на другом конце сцены лестницу опирают о кулисы, барышня висит
на одной из верхних ступенек, а потом, как яблоко, падает в руки
готового к этому юноши. Алле - ап!
Кульминационная сцена
первого акта - сцена с водой, как я ее назвал. Во-первых, все пьют
из бутылочек, это сейчас так распространено. Во-вторых, юноша без
штанов в резиновых сапогах наливает воду в сапоги - смех в зале. Это
- запевка. Далее из ведра поливают танцовщицу, она радостно корчится
на полу, пытается подняться, а в нее снова из ведра - хрясть. Потом
другая барышня поливает сиденье стула и, задрав юбку, садится в
лужу, изображая райское блаженство (видно, жарко было там по
неведомому мне сюжету). Ванна на колесиках, в нее садится
негритянка, завернутая в полотенце. Ее тоже обливают из ведра.
Апофеоз - баня за полиэтиленовым занавесом. Для эффекта ходит мужик,
пуская пар из небольшой машинки - пуф-ф, пуф-ф. Вывозят пару узких и
высоких мусорных ящиков, которые при поднятии крышек оказываются
японскими ваннами с блаженствующими внутри мужиками. Антрак, бешеный
восторг публики, овация, прошло уже 1:20.
Во втором акте
использовались канаты (пятерка юношей взбиралась по ним на самый
верх), гамаки (две барышни в лежачем положении обсуждали свои
девичьи проблемы на 'инглойче'), гладильная доска (к ней прилагались
рубашки, снятые с юношей, и утюг, которым сии рубашки гладили),
посудина с тестом (приложенный к ней мужик в фартуке лепил пирожки,
а его подруга нежилась в кресле и требовала помочь снять туфельки,
причем пинала ногой в зад, когда тот откликался на просьбу). Было
каноэ на колесиках с парнем внутри (просто провезли, 'не
выстрелило'), был шест для прыжков в высоту (шучу, шучу, покороче -
о него опирались руками, а ногами отталкивались от стенки). Что-то
еще, не вспомню. Ах да, толстое бревно и топор на длинной ручке. 'В
лесу раздавался...', - топором рубили бревно. Еще был точильный
станок и нож - станок визжал, нож затачивался. Наверняка что-то
забыл, но не так важно уже.
Завершение спектакля шло под ту
же музыку интродукции, только видеоцветы были заменены на
изображения пластиковых зайцев, мишек и разных чебурашек без
роду-племени. Затем коротко были повторены основные мотивы спектакля
- характерные сцены и движения (кинематографический прием). Еще
минут 50, конец спектакля, бешеная овация зала, пять-шесть вызовов.
Были ли танцы, пластика, движения? Были, конечно. Скажем,
девушка пересекает сцену, вращаясь в положении на коленях. Нет, там
встречались забавные сценки, даже интересных пластические
композиции. Но в стиле варьете, в стиле цирка, в стиле
акробатического и даже драматического этюда. Все замешано на
разноцветье ритмов, темпа и жанровых зарисовках современного бытия.
Барышни говорили, орали, визжали по ходу действия. Скажем, такая
сценка. Все девушки лежат лицом вниз, музыка - бодро-ритмическая,
юноши отбивают ритм, похлопывая девичьими ладошками по полу.
Постепенно переходят на похлопывание (уже своей рукой) по попкам.
Далее юноши покидают своих подруг и собираются у одной попки.
Поскольку там становится тесно, переходят к другим частям тела. А
победившая всех барышня при этом объясняет публике (опять же, на
смеси немецкого с английским), что ей в общем-то до фени, что там с
ней делают, она ничего не чувствует и даже, якобы, не замечает...
Словом, 'О Дидо' - не балет. Категорически нет: ни
современный, ни, тем более, неоклассический - просто никакой не
балет. Но ведь никто и не обещал, даже слова 'балет' в программке и
афишке нет, а написано ясно и просто: Ein Stück von Pina Bausch. Так
что, говорю я себе, ежели недоволен, то сам и виноват: надо быть
умнее и внимательно читать тексты и инструкции по пользованию.
Из любопытного. Все происходило в здании Оперного театра
Вупперталя, что на углу Шпинштрассе и Фридрих-Энгельс-алле. Чтут,
однако, своих классиков. Современное здание - узкое и высокое, не
очень удобное. На театральном билете оказалась неожиданная надпись,
что он в этот день одновременно служит билетом на поезд в Вупперталь
и обратно и городской транспорт в месте отправления и назначения,
чем я и воспользовался, сэкономив 12-15 евро. Вот это пиар! Цена
билетов - от 10 до 34 евро. Зал был полон - отдельные пустые места
зияли, но явно по случайным причинам. У входа молодцы
профессионального вида предлагали приобрести билеты.
Вот и
все. Прошу прощения за опечатки - время поджимает, клавиатура
непривыная, кириллица не нарисована. Спасибо всем за предыдущие
сообщения, дружеские советы и деловую критику. Я прощаюсь на время с
форумом - беру творческий отпуск. Желаю всем активных дискуссий,
крепких нервов и поменьше лозунгов и общих деклараций.
| |