Автор: Михаил
Александрович (---.uia.ac.be) Дата: 10 Ноя
2002 16:59
Добрый день форуму. Очередной отчет от вашего соб.
корр.
9 ноября 2002, Оперный театр, г. Гент Королевский
балет Фландрии 'Three for the Road' Программа одноактных
балетов К.Пастора, Н.Фонте и М.Вайнрота, мировая премьера - 3.10.02,
театр t'Eilandje, Антверпен
Если говорить в целом, то
программа понравилась. Неоклассика, очень приятная. В основном все
построено на классических pas с примесью современных движений. Все
три автора изобретательны не только в мудреных поддержках, но и в
комбинациях движений. Скажем, что-то очень классическое идет, ждешь
стандартной концовки, ан нет - завершение комбинации может быть
совершенно неожиданным. В то же время не наблюдалось чрезмерного
увлечения 'утюжками' и прочими атрибутами современного танца, как
это можно видеть у нас - было, но весьма в меру. Основой хореографии
оставалась все-таки классика. Вторая особенность - тяготение в
композиции к небольшим ансамблям (дуэты, трио и т.п.), где
открывается простор ВНЕШНЕМУ разнообразию танца. Я имею в виду, что
можно в таких группах поменять партнеров девушкам, намекнув на
сложные перекрестные отношения в личной жизни, или пустить мужской
(женский) дуэт, и т.п. Больших ансамблей (ну, относительно больших,
в рамках имеющейся труппы), почти не было. В то же время не увидел
большой разницы между хореографами - один больше любит поиграть с
отношениями внутри и между парами, а другой выпустит балерину в
окружении сразу пяти партнеров, каждый из которых по-своему ее
добивается. Но в целом лексика показалась похожей. Наверно, это уже
общепринятый язык 'актуальной' хореографии', по которой так мечтают
наши уважаемые критики. Как пример могу привести эпизод, когда
девушка хочет уйти, а мальчик ее удерживает. Впервые этот мотив
возник у Пастора, было очень красиво. Танцовщица на носках, сильно
прогнувшись назад, партнер удерживает за руки, также протянутые
назад. Положение, далекое от равновесия. Но затем балерина проносит
ногу вперед, уже стоит сама, партнер отпускает руку на мгновение,
она продолжает движение, выходя на аттитюд, и он снова 'ловит' ее за
руку. Сделано красиво, в ритме. Восхитился, а затем увидел похожее
во втором балете, у Фонте (отличалось, правда, нюансами). Или еще
один распространенный мотив: девушка в неклассической позе
(например, согнувшись), пытается выпрямиться, мальчик ее мягко, но
настойчиво возвращает в прежнее положение (подчиненное по позе - и
куда смотрят феминистки). Далее - дополнительные подробности.
I. ENCOUNTERS хореография - Кшиштоф Пастор музыка -
Золтан Кодаи (соната для виолончели, op. 8)
К.Пастор работал
в Познани, Лодзи и Лионе, 10 лет танцевал Национальном балете
Нидерландов - классику (Альберт, Принц в 'Щелкунчике' и т.п.) и
хореографию 20 века (Д.Баланчин, Ф.Аштон, Х. ван Манен, Р. ван
Данциг, А.Тюдор). Поставил множество балетов для голландцев, а также
для трупп Израиля, Литвы, Новой Зеландии, имеет премии за
хореографию, в прошлом сезоне был кандидатом на Бенуа де ля Данс.
Имя на слуху.
Название этого балета перевел бы как
'Свидания'. Часть первая - дуэт. Танцевала ведущая пара (principals)
- турчанка Айсем Сулам и эстонец Притт Крипсон. Они же выступали в
мае в 'ЛО' Фабра, так что см. Балет 64
(http://forum.balet.ru/read.php?f=1&i=12686&t=12494). Тут
понятно, тут лирика. Часть вторая - две пары. Отношения
запутываются, в какой-то момент девушки меняются партнерами, и
'новенький' поднимает голову партнерше и показывает: 'смотри, чем та
пара занимается'. Часть третья - сразу четыре пары на сцене. Здесь
используются табуреты (без них нынче никак нельзя.) Завершает балет
первая пара, остающаяся на сцене в тесном контакте и полном
одиночестве. Балет в общем бессюжетный, хотя сюжет задан здесь уже
названием - различные типы свиданий и взаимоотношений, про любовь,
словом:). В программке написано, что балет продолжает серию
постановок на камерную музыку: сюда же относят балеты на сонату для
двух фортепьяно Бартока (Bitter Sweet, 1999) и виолончельную сонату
Брамса (Sonata, 1999).
II. LIKE YOU хореография - Николо
Фонте музыка - Диего даль'Осто
Родившийся в Бруклине
Николо Фонте начал танцевать в Нью-Йорке. Получил степень бакалавра
искусств в одном из местных университетов. С 1988 - в Большом
канадском балете Монреаля (Дж.Баланчин, А.Тюдор, Джеймс Куделка,
Начо Дуато). В 1994-2000 - в Национальной танцевальной труппе в
Мадриде (Н.Дуато), тогда же появились его первые постановки. Балеты
Фонте исполнялись балетными труппами Нюрнберга, Майнца, Pacific Nord
West, театрах Аспена-Санта Фе, Сев. Каролины, Джаз-балет Монреаля,
австралийским балетом и КБФ. Это первый опыт работы с итальянским
композитором Диего даль'Осто, на музыку которого уже ставились
балеты (мои коллеги-физики оценят название одного из них - 'Zero
Point Energy').
Название данного балета можно перевести
словосочетанием 'Такой же, как вы'. Здесь занят целый ансамбль -
пять девушек и семь мальчиков. Не случайно: в конце имеем пять
гетеросексуальных пар и одну гомосексуальную. Но особых акцентов на
нетрадиционность ориентации не сделано. Здесь как раз проявился вкус
автора к разнообразию ансамблей: комбинации из балерины и пяти
партнеров случилась именно здесь. Сценография любопытна: ряд кулис
свешивались языками, отделяя узкий коридор справа от остальной
сцены. Пока на главной части шел дуэт, остальные артисты справа, в
'коридоре', комментировали его, иногда прячась в 'языки', иногда
высовываясь из них на основную часть сцены. Особо мучительным было
трио девочки и двух мальчиков (в конце концов девочка их покинула,
предоставив мальчикам разбираться самим). Этот номер шел вообще без
музыки, под тяжелое дыхание артистов. Основная идея, если верить
программке и моему крайне скудному голландскому, заключается в том,
что смотришь на себя в зеркало и обнаруживаешь, к своему изумлению,
что очень похож мыслями и чувствами на окружающих. И приходишь к
заключения, что 'я - такой же, как вы'. Лидировала в балете
понравившаяся мне в 'ЛО' японочка Аки Саито (она же была ведущей и в
третьей части балета Пастора).
III. Distant Light
хореография - Маурицио Вайнрот музыка - Петерис Васкс
Вайнрот начинал как танцовщик, танцевал в Королевском балете
Виннипега, в труппах Рио де Жанейро, Каракаса, Буэнос Айреса. В
1987-90 - хореограф Джаз-балета Монреаля, в 94-96 - худрук этой
труппы. В активе - множество балетов, в том числе 'Диббук' (!?) на
Театральном фестивале Великих озер, Кливленд, 1996. Другие
'говорящие' названия (часть удостоена престижных премий): 'Анна
Франк', 'Мессия', 'Кармина Бурана', 'Весна священная', 'Трамвай
'Желание'' и др. Имя тоже частенько поминается в прессе.
'Отдаленный свет' - десятая постановка Вайнрота для КБФ - на
этот на музыку латышского композитора (если правильно воспроизвел
фонетику - Peteris Vasks). Здесь не табуреты, здесь венские стулья с
гнутыми спинками и ножками. С них и начинается (все шесть пар сидят
в ряд спиной к зрителям), они активно используются по ходу действия.
Ой, сюжет изложен в программке в четырех стихотворных строчках,
которые не могу ассоциировать ни с чем знакомым. Но очень все
трагично, про тяжелую женскую долю - ждать и надеяться, если
пытаться выразить ощущения в словах. На самом деле очень неплохо, и
по музыке даже выделяется из всех трех балетов. Совсем неплохо
выстроены ансамбли. Заняты лучшие силы КБФ во главе с Сунал (как
сообщила нам недавно Т.Кузнецова, эта балерина замужем за директором
КБФ). У нее был другой партнер - первый солист труппы фламандец Ерун
Хофманс, а премьер Крипсон выступил с первой солисткой (с этого
года), также местной антверпенской девочкой Агалией Вандамме. Оба
этих артиста запомнились.
В целом, как уже сказал, программа
понравилась: выдумкой, неожиданностями развития движений, пластикой
тел и использованием вынужденно экономных сценических эффектов.
Наверно, такое рождается на Западе пачками, и в Ковент Гарден
станцевали бы лучше. Но мне пока в новинку. И потому сейчас хочется
взять назад свои слова о похожести хореографов. Нет, пластика
крестьянских пар Вайнрота (девушки в длинных юбках, юноши в штанах и
рубахах навыпуск) совсем отлична от 'рубиноподобных' темпераментных
ансамблей Фонте с девушками в красных купальниках и рафинированной
эстетской пластики Пастора. Все-таки они разные, эти 'актуальные', и
это уже хорошо.
Опера в Генте очень мила. Относительно
невелика (в партере, по прикидке, около 300 мест, и это, наверно,
треть зала - еще есть пять ярусов балкона). Хорошо видно отовсюду:
большой наклон пола и кресла смещены относительно предыдущего ряда,
так что попадаешь в промежуток. Особенность: нет лож по краю
партера, зато у каждой пары рядов с обоих концов зала - отдельная
дверь для выхода-входа. Прелестна отделка фойе: в духе фламандского
барокко и лепкой, картушами, мраморными завитушками. Стоимость
билетов - от 5 до 23 евро.
************* Поскольку на
форуме появилась девушка Хельга из Эстонии, то, может, она сообщит
что-либо по помянутым прибалтийским артистам, композитору и
постановкам 'актуальных' хореографов в театрах Таллина, Риги и
Вильнюса. Помимо Крипсона в КБФ танцует еще Артур Лилл из Таллина (в
должности солиста).
| |