Автор: Arina (---.p8.col.ru) Дата: 03
Ноя 2002 14:27
Интервью c Николаем Цискаридзе для
Criticaldance, 13 октября 2002 г.
Имя этого танцовщика
труднопроизносимо на большинстве языков. Но те, кто впервые видели
его танец, стараются запомнить имя Николая Цискаридзе. Грузин по
национальности сейчас он живет в Москве и танцует в Большом театре.
Однако в начале сезона 2002/03 у Цискаридзе был всего лишь один
спектакль в родном театре, остальное время он проводит в гастрольных
поездках: в Японии танцевал партии принца Дезире и Голубой птицы в
'Спящей красавице', затем в Италии, где он выступил в роли Золотого
раба в 'Шехеразаде' в Teatro del'Opera di Roma, и сейчас в США он
танцует Зигфрида в 'Лебедином озере', Солора в 'Баядерке' и Принца в
'Щелкунчике' . Классические постановки Николай предпочитает
современным, справедливо считая, что 'русский балет славен именно
классикой, потому что русская классическая школа одна из лучших.
Хотя я мечтаю и о современных спектаклях, соответствующих моей
индивидуальности, - продолжает танцовщик. - Я хотел бы станцевать
'Болеро' Бежара, 'Юношу и смерть' Пети, де Грие в 'Манон', что-то из
Форсайта, Ноймайера и, конечно, Баланчина. Галина Уланова, которая
была моим педагогом, учила избирательно подходить к репертуару. У
актера должно быть амплуа, экспериментировать нужно очень
осторожно.' В профессии для Цискаридзе не бывает мелочей. Это в
первую очередь относиться к процессу подготовки ролей. Он считает,
что танцовщику 'желательно все знать о персонаже, о композиторе, о
произведении, о балетмейстере - обо всем'. Дома у него обширная
видеотека и коллекция книг о балете, а его познаниям в этой области
искусства могли бы позавидовать театроведы. Он не устает учиться и
открывать для себя что-то новое в тех темах, которые, казалось бы,
уже давно изучены. После выступлений в 'Шехеразаде' в Риме, где он
встретился с Карлой Фраччи, Цискаридзе рассказал: 'В Риме была
чудесная программа из трех балетов, которая называлась 'Вечер
Фокин-Нижинский'. Я танцевал в 'Шехеразаде', потом были 'Игры' и
'Весна священная' - эти спектакли идут в Парижской Опере, в
Ковент-гарден, в Риме и никогда не показывались в Большом. Мне было
очень интересно, потому что я до этого не видел 'Игры', в которых
выступали Карла Фраччи и Никола Уббе из Нью-Йок Сити Балле. Подобная
программа в Риме шла и в прошлом году, но тогда вместо 'Шехеразады'
показывали 'Тиля Уленшпигеля' Нижинского. В этот раз решили ее
разнообразить, арендовали у Рижского театра декорации 'Шехеразады',
а Андрис Лиепа поставил этот балет так же, как в Мариинском театре.
Все время идут споры о его подлинности. Я не знал, что Карла Фраччи
танцевала с Бертолоцци дуэт из 'Шехеразады' в том виде, как его
исполняем мы. Действительно, у Фокина в первой версии 1910-го года
не было такого дуэта. Он не раз возвращался к этому балету и ставил
его по всему миру. Оказывается, есть запись на кинопленке без звука,
которая хранится у Изабель Фокиной - последние годы жизни Фокина и
запись этого спектакля. Карла сказала, что ей танец показывали
актеры дягилевской труппы. Хотя она танцевала это давно, есть
видеозапись, так что этот дуэт, которые многие считают выдумкой,
действительно существовал.' Один из любимых классических
спектаклей Николая - 'Жизель'. Именно этот балет он увидел первым в
своей жизни, когда ему было 3 года. Чуть позже, в десятилетнем
возрасте, сделал куклу 'Жизель', которая до сих пор храниться у него
дома. С удовольствием вспоминает он свою первую 'Жизель' на сцене
Большого театра в 1997 г. и именно за роль Альберта он получил приз
'Золотая маска'. То как Цискаридзе танцует эту партию, в Большом
театре ее не исполняет никто. И дело не только в виртуозности,
присущей его танцу, не в эмоциональном воплощении образа.
'Каноническая 'Жизель' вообще сама по себе очень простая, -
считает Цискаридзе. - Я использую то, что мое тело позволяет сделать
немножко лучше, больше. Последнюю часть вариации с двойным renversé
танцовщики редко делают - мало, кто может. Эту вариацию танцевали
Вахтанг Чебукиани, Николай Фадеечев, когда стал известным
танцовщиком (по записям, где он совсем молоденький, видно, что
раньше он исполнял простую классическую вариацию), потому ее
танцевал Владимир Васильев и теперь я. Для нее надо иметь
определенные данные. Мне ее поставил Николай Фадеечев, мой педагог,
еще для редакции Григоровича. Мне нравится этот вариант, и я его
танцую пока могу.' * * * Есть ли какие-нибудь па, движения,
которые ты не можешь сделать? Есть, конечно. И скорее не то,
чтобы не могу, но не хочу даже делать - это не моя чашка чая. По
своему опыту я знаю, что если у тебя нет свободы в выполнении
какого-то элемента, лучше не рисковать. По молодости можно пробовать
все, а когда ты уже занимаешь какое-то положение, то тебе не прощают
огрехи. Но, очень скучно стоять на одном месте и поэтому я всегда
сам для себя стараюсь что-то придумать, а другие просто не танцуют
ту или иную вариацию или выбрасывают целые куски, и их ошибки не
замечают. Остается выбрать одно из двух: либо выбросить сложный
элемент - то, что не могу, либо напрячься и выучить его? Дело в
том, что западная школа балета заставляет делать всех все одинаково,
русская традиция - другая. Об этом писал Петипа, который был не
просто великим хореографом, но и русским царедворцем. Он прекрасно
знал, что за каждым именем балерины стоит влиятельное лицо, которое
может повредить его карьере. У него была фраза: 'Не нравится? Сейчас
поменяем'. И я считаю, что это очень правильный метод - на сцене
человек должен делать то, что он может делать классно. В первую
очередь мы работаем для зрительного зала, а не для тех, кто в этом
разбирается профессионально. Человек, который приходит в театр,
должен получить удовольствие. С другой стороны есть определенный
стиль и есть определенный набор движений, который, если ты
называешься 'звездой мирового уровня', ты должен делать. Я считаю,
что в Большом театре не может быть такого, что танцовщик выходит в
'Жизели' и не делает два двойных кабриоля, а это было всегда на
сцене нашего театра. Это не должно даже обсуждаться, он должен их
делать и делать экстраординарно, потому что это определенный
уровень. Я уже не говорю, что при этом Альберта хотелось бы видеть с
внешностью графа. * * * Хореографы, театральные критики и
любители балета отмечают необычные данные танцовщика: красивые
пропорции его гибкого тела, с которого можно лепить современного
Аполлона, необыкновенную пластичность и растяжку, позволяющую ногам
Николая раскрываться в полный шпагат, когда он взлетает в grand
jeté, удивительную полетность и способность зависать в воздухе,
скорость, с которой он накручивает пируэты и проносится по сцене в
jeté en tournant. Ролан Пети, поставивший в прошлом году на
Цискаридзе 'Пиковую даму' в Большом, прилетел в Москву еще раз,
когда спектакль уже прочно вошел в репертуар театра. Тогда он
заметил, что с течением времени Николай стал танцевать партию
Германа еще лучше, что он вжился в образ, стал более свободным в
танце. Пети уверен, что Цискаридзе 'может делать что угодно в любом
стиле на любой сцене мира, и он будет иметь весь мир у себя в
кармане, потому что это великий талант'. В январе он вновь приедет в
Москву и вновь будет работать с Николаем. На этот раз в Большом
театре будут ставит балет 'Собор Парижской богоматери', а красавец
Цискаридзе собирается станцевать в нем уродливого Квазимодо. Он
говорит: 'Я станцевал уже так много красавцев, принцев. Феб у Гюго
описан, а у Пети поставлен, как персонаж, не вызывающий приятных
ощущений, как станок для плотской любви. Злодеев я тоже наваял на
сцене столько, что не могу больше. Но никогда не танцевал что-то
такое уродливое, может быть что-то получится. Мне просто интересно.
К тому же всегда приятно танцевать под красивую музыку, а самый
красивый лейтмотив в этом произведении у Квазимодо'. * * *
Существуют ли какие-нибудь постановки, о которых ты слышал, но
никогда не видел? Есть много спектаклей, которые я не видел
живьем - только в записи. Восприятие живого спектакля отличается от
того, когда ты смотришь его на видеопленке. Есть, например, балет
'Парк' Прельжокажа, который мне даже на видео очень понравился.
Когда я был в Париже, специально пошел посмотреть этот балет. Я
вообще всегда очень горячо аплодирую, кричу 'Браво!', потому что
знаю, что такое актерская профессия. Но тогда я сидел, открыв рот, и
не мог даже хлопать, я был настолько раздавлен искусством. Это было
так гениально, так совершенно, настолько фантастическим было
исполнение. Но это восприятие энергетическое, может быть я приду в
другой раз, и такого уже не получится. Хотел бы ты танцевать в
таком спектакле? Да, но мне кажется, что в 'Парке' после того
состава исполнителей это делать не нужно. Лучше сделать я не смогу,
вернее, я не смогу так, а соревноваться с такими танцовщиками я не
хочу. А разве для тебя балет это соревнование? Нет, просто
есть вещи, к которым хочется тянуться, а есть такие, которые
понимаешь - как бы ты не стремился, встать на один уровень с ними не
сможешь, не потому, что делаешь что-то хуже, а делаешь это
по-другому. Например, 'Парк' ставился на конкретных исполнителей,
так же как 'Пиковая дама' ставилась на Илзе Лиепа и меня. Я понимаю,
что может быть много других исполнителей. Возможно, они будут
танцевать и лучше, и техничнее, но все равно их будут сравнивать с
нами. Никто не видел Карлотту Гризи, поэтому в 'Жизели' может выйти
любая танцовщица, а если бы видели: Ты записываешь на видео
практически все свои спектакли, для чего? Это помогает тебе в
чем-то? Помогает потому, что я слежу, в какой форме в данный
момент нахожусь, что нужно исправить. Раньше танцовщики ездили
учиться к каким-то конкретным специалистам, педагогам за границу,
есть ли сейчас такой человек, у которого ты хотел бы поучится?
Есть, но сейчас время другое. Сейчас надо не просто учится, надо
'вариться' в атмосфере. Просто занятий в классе недостаточно. Для
меня было очень познавательным время, проведенное в Гранд Опера. Я
там был месяц и почувствовал себя за это время просто служащим
Опера, потому что ко мне было такое же отношение, как другим этуалям
этого театра. Такой опыт многое дает понять. И я бы с радостью его
повторил. Любому человеку это пошло бы на пользу, лучше места все
равно нет - это Мекка балета. * * * После возвращения из США
Николай собирается станцевать в новогоднем 'Щелкунчике'. 31 декабря
для него двойной праздник - помимо Нового года в этот день он
отмечает свой день рождения. В этот день ему нравится быть на сцене-
он верит, что тогда и весь год будет таким же хорошим.
| |