Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата: 03 Мая 2002 14:37
Много думал о "Легенде" до ее возобновления, и уже сейчас, после оного. Не спешил высказаться с пылу, жару, сразу после генеральной репетиции - хотелось посмотреть регулярные спектакли, упорядочить ощущения, почитать, посмотреть видеозаписи. Теперь придется сразу об обоих составах по спектаклям 30.04 и 01.05, так что коротко заведомо не выйдет - приношу извинения. Был энтузиастом возвращения "Легенды", после прогона и первого спектакля разочаровался, после второго снова несколько воспрянул духом. Не стану говорить, что спектакль скучен - это категория трижды субъективная. Одному скучен "Дон Кихот", другому - даже "Жизель", а многие из нас смотрят эти спектакли десятки раз. Мне лично кажутся затянутыми 1-й акт (сцены болезни Ширин и колдовства и даже "Шествие") и 3-й (слишком много воды, целая "Ангара", но его спасают шикарный монолог Мехменэ Бану и дуэт). Второй акт с шутами, дуэтом Ферхада и Ширин и "Погоней" гениален, его можно показывать отдельно, как "Тени". С генеральной репетиции народ действительно уходил, хотя и не "пачками". Тоже не показатель - публика там была театральная, искушенная: помнит и эти составы, и великих предшественников. На регулярных спектаклях такого не наблюдалось. В целом зрители принимают "Легенду" с энтузиазмом, а вот сохранится ли воодушевление до 7-10-го спектаклей - посмотрим, гадать не будем.
Спектакль не живописен - скорее графичен, не объемен - скорее плоскостной, не построен на барочных завитушках, но угловат, выстроен на прямых линиях, квадратах и треугольниках. Балет требует не кантилены, но жесткой резкости, мучительности перехода из позы в позу и их выверенной статичности. Это подчеркнуто тем, что действие происходит вовсе не в древней Армении, где правит Мехменэ Бану. Оно, если я правильно понимаю замысел Вирсаладзе и Григоровича, разворачивается в полутемном медресе, где на пюпитре лежит старинная книга. Медресе слабо освещено бронзовыми лампадами, остающимися над сценой во ВСЕХ картинах балета, и красными светильниками по краям, у подножья которых простираются то Ферхад, то Мехменэ Бану. То есть прямо указано, что место действия остается тем же на протяжении всего балета. Персонажам не предстоит прожить жизнь и попасть в легенду, они уже там и оживают, выходят к нам по воле незримого автора этой книги - Григоровича, который и ведет этот тоскливый и тягучий рассказ. Не цветистую восточную поэму - передает бесстрастные слова летописца: "В царствование великой и грозной Мехменэ Бану Ферхад-художник был послан прорубить Железную гору в качестве выкупа за любовь к прекрасной царевне Ширин...". Это потом рассказом могут вдохновиться поэты, что-то придумать, сочинить. Персонажи балета - не живые люди, но лишь их тени, отпечаток на камнях прошлого от вспышки неординарного события ярче тысячи солнц. Это сошедшие со страниц книги иллюстрации: чеканны и четки их позы, выражающие чувства, но слишком мелки лица, чтобы разглядеть выражения, слишком неумелы древние художники, чтобы передать плавность и непрерывность движения. Всегда от исполнителей "Легенды" требовалось сохранять бесстрастные лица, передавать все оттенки не мимикой, но телом - хореографией, пластикой. Всегда требовалась резкость в исполнении движений - и четкая фиксация очередной позы. Цвета также подчеркнуто контрастны. В 1-м акте Мехменэ Бану в синем - и желтый кордебалет, танец золота. Во 2-м она в красном - и черный кордебалет гарема, оттеняемый светлой двойкой сладострастных персидок. В 3-м царица в черном, в окружении красного кордебалета ее огненно-страстных мыслей.
Хореография балета выглядит скорее физически изнурительной, нежели богатой лексически. Многое перешло в последующие балеты (например, символ власти, шаги Мехменэ Бану с рукой, вскинутой в римском приветствии - это же Красс). Мучительность выбора героев отражена мучительностью исполнения. Постоянное преодоление чего-то - лейтмотив балета. Инга верно подметила тяжесть даже простых движений - так задумано, на мой взгляд. Особенно это касается главной героини балета - Мехменэ Бану. К сожалению, у меня имеется лишь крошечный фрагмент с Осипенко, легендарной уже исполнительницей этой роли. То место, где она встает на "мостик", и несколько движений после. Как вскрик от боли - и мгновенное замирание в позе, чтобы боль не повторилась снова. Ладно, не будем о прошлом, но в наше время в этом же стиле танцевала Лопаткина - единственный раз, кажется. Не так жестко, но тоже чеканно: слово царицы - весомое слово, его дважды не повторяют. Батман, нога резко сгибается и носок вонзается в сцену - как гвоздь забит. Сцена с визирем: нога упирается в грудь, и не отпихивает верного и влюбленного слугу, но резко взлетает вверх (именно вверх, хуком в челюсть). Фуэте. Царица разгневана, она в ярости. Рабочая нога балерины, его бедро, поднята высоко, почти как в итальянском фуэте, градусов на 70, а не 45, как в наших "Легендах" сейчас, носок касается опорной ноги выше колена. Взмах, и это уже не ножка балерины, а хлыст свистит над головами придворных, бич палача терзает тело осужденных. Руки с отогнутыми ладошками - как много здесь на них построено, с самого начала! Резко отталкивают они саму идею трансмутации для спасения Ширин, совсем немного времени (балерина перемещается из правой стороны сцены, от зеркала, в левый задний угол) - и Мехменэ Бану почти согласилась. Последний протест - уже не ума, но тела, инстинкт самосохранения: то же движение вперед рук с отогнутыми ладонями (они у Лопаткиной большие, и тут это "играет"), но совсем другое по темпу и чувству. Будто она с трудом отталкивает от себя что-то массивное, упирается во что-то, обладающее огромной инерцией, которое вот-вот медленно покатится назад и все будет хорошо... Но в это время руки бессильно падают, царица решилась. "Стульчик", на котором визирь поднимает царицу. У нас ее бедра перпендикулярны телу, колени расставлены и вытянуты вперед - балерина занимает объем, будто действительно сидит на стуле. В Мариинке так, да не так: ноги развернуты в плоскость тела и поджаты, будто плие делает, стопы вместе - выходит ромб, плоская фигура. Опять же, в полном соответствии с общим стилем балета. Из мелочей складывается искусство. Я привел всего несколько ключевых эпизодов, а теперь вопрос: вы видели это на наших спектаклях? Жесткий балет, и писать о нем нельзя в стиле сентиментализма: "Ах, наконец появился Он, и моя грудь наполнилась еле сдерживаемыми от восторга рыданиями".
Кстати, жалею, что при переносе балета в Москву (не сейчас, давно уже) исчезла замечательная деталь, сохраненная в Петербурге. Начало Видения: Мехменэ Бану сидит на коленях перед кордебалетом, прикрыв лицо руками. Из-за спин красного кордебалета появляется Ферхад и снимает повязку, глядит в глаза. Царица, еще не веря и немного стыдясь былого уродства, но уже умиротворенная, ложится лицом в землю. Ферхад поднимает ей голову и начинается дуэт. Идея ясна и имеет более общий смысл, чем эпизод этой конкретной истории: каждая женщина становится прекрасной, если ей об этом скажет ее Принц, избранник. В Москве почему-то Мехменэ Бану, спрятавшись за ногами кордебалета, суетливо сама снимает с себя повязку, символизирующую уродство. Далее - те же всплески руками, но повязки нет, лицо открыто, она УЖЕ красива, а принц идет к ней из угла сцены с нелепо-неопределенным выражением лица. А какое еще может быть при такой длинной проходке?
Мехменэ Бану - Надежда Грачева. Люблю эту балерину, многого ждал от ее Мехменэ Бану, но не захватила, хотя был настроен на это. Бесстрастно отмечал: вот здесь хорошо, а вот тут - не очень. Когда бываешь по-настоящему увлечен действом, уже не видишь, как что делается. Не буду о технике: судя по отказу от "Дочери фараона", Надежда танцевала с больной ногой (перегрузки на репетициях?). Может, усталость отразилась и на образе. Ей, похоже, больше хотелось играть простую женскую драму, а не страсти по Хикмету. Надя не выглядела гордой царицей, умеющей прятать свои чувства, прорывающиеся наружу лишь в сценах крайнего гнева или наедине с собой, в разнузданных мечтаниях. Никакого бесстрастия на лице - все прочитывалось. Горестный излом бровей, наморщенный лоб, обыденно вскинутые руки. В танце было больше ее врожденной кантиленности, чем нужно для данной роли. Кантиленность обычно выгодно выделяет Надежду в балетах классического репертуара, но здесь она мешала резким движениям, внезапным остановкам и фиксации поз. Мне показалось, что у нее вышла обыкновенная история некрасивой женщины, у которой нет шансов на взаимность любимого. Очень горестно, очень трогает и очень понятно, но не увидел гордого одиночества, трагедии от невольного предательства сестры, царственности. Такую женщину можно пожалеть, полюбить, но вряд ли можно бояться, трепетать от одного ее взгляда. Знаю, уверен, что Надежда может ТАК взглянуть.
Мария Аллаш. Почти все как надо. Спокойное лицо, лишь в самый патетический момент только рот открывается в беззвучном крике. Резкие движения, четкая фиксация поз. "Мостик", оба "мостика" - как положено: прямые, в стиле угловатости балета. У Надежды - дугой: так, говорят, сейчас хочет Григорович в противоречии, мне кажется, с собственным первоначальным замыслом. Здесь уместна цитата из "Записок балетомана" Дм.Черкасского об Осипенко: "Позы чеканны и совершенны, ни излишне прогнутый корпус на "мосте", ни более, чем надо, запрокинутая голова (сколько раз потом приходилось видеть эти внешние приметы "безумной" страсти") не нарушали их форму". Не нужны эти внешние проявления "безумной страсти", не нужны, и точка! Да, так Аллаш почти все сделала абсолютно правильно. Пара мелких замечаний: далеко встала от визиря, толчка не получилось, фуэте тоже делала с низко опущенной ногой, ну и т.п. Дело наживное, я надеюсь. Марии не хватало какой-то значительности, масштаба, чтобы поверить, что перед тобой царица, а не милая девушка, очень правильно ее играющая и танцующая. Я не могу объяснить это ощущение более точно. Очень рад успеху Аллаш, барышню не балуют главными ролями.
Ферхад - Цискаридзе. Яркий артист, для такого балета даже слишком. Появляется с такой милой улыбкой на лице, что мгновенно из тишины медресе переносишься на восточный базар, где видишь лукавого кинто, флиртующего с горничной. В дальнейшем также "делал лица": улыбочка при встрече с Ширин, насупленные бровки и губки в видениях царицы (демонстрация царственности?). В сольных номерах у Николая - все те же огрехи: тяжелое приземление, нередкая потеря баланса. Дуэты не получались - балерины зримо не шли на контакт (особенно Антоничева). Неважно с поддержками: партнерши явно опасались знаменитых шпагатов вниз головой, да и Николай неуверенно держал. Обеих - криво, не вертикально, отчего этот самый шпагат не был горизонтальным, но указывал в пол. А при поддержке Мехменэ Бану было заметно напряжение: перышко на "каске" Ферхада дрожало как заячий хвостик. Похоже, у Николая пояс декоративный: Надежда опирается лишь о его грудь, делая "свечку", и это выглядит очень трудным упражнением и даже, быть может, опасным для балерины. Какое уж при таких условиях медленное-медленное раскрытие ног в момент экстаза! Очень хорош Цискаридзе в "полетных" элементах. Особенно красиво вышел его коронный номер - жете ан турнан в конце "Погони". Быстро, мощно, элегантно. Но на генеральной этот фрагмент был лучше, чем на спектакле 30.04: решив, видимо, блеснуть, Николай шел в прыжках гораздо быстрее Антоничевой и музыки, совсем не в такт. Не стильно выходил на поклоны - жете вперед, как в Гран па "Баядерки". В "Легенде", кажется, однажды встречается этот элемент - в первом выходе Ферхада, но не это характерно для рисунка балета. Ирек Мухамедов (есть запись) выходил, раскинув руки с отогнутыми ладонями, а потом складывал их на груди и кланялся - это было в стиле "Легенды". Порядок поклонов поразил, но об этом уже здесь писали: последней должна быть Мехменэ Бану, и всегда так было, до последней московской серии.
Белоголовцев. Сдержан, мужествен, виртуозен, силен, партнерши полностью в его власти и совершенно доверчивы. Без видимых усилий перевернул Рыжкину, взяв на плечо и грудь перед шпагатом вниз головой. Очень четко Аллаш сделала с ним ту самую "свечку" с опорой на широкий крепкий пояс. Никакого переигрывания (можно назвать отсутствием артистизма, но театральность страстей здесь и не нужна). Технически все делал хорошо. Согласен с Ингой - такой скалу прорубит (какие мощные движения плечами, эти "передергивания"). Возможная изнеженность придворного художника, тонкие усики и талия - это по литературному первоисточнику. В балете же (по движениям, хореографии) Ферхад - героическая роль, да и из-за небольшого изменения в Москве начала 2-й картины вообще неясно, чем он там занимается и что делает с друзьями у дворца Ширин. С таким же успехом мог быть каменотесом или рыть арык.
Ширин - Антоничева. Идеальная фигура, ножки. Одна беда - не любит Ферхада, совсем не любит. Как сольный номер - так еще куда ни шло (побольше бы игривости, избалованности), как появляется "любимый" - сникает. Может, надо вернуть Белоголовцева Грачевой и Антоничевой? Они в таком составе раньше танцевали, а Цискаридзе - с Семизоровой (теперь Аллаш) и Рыжкиной / Андриенко. Глядишь, оба состава "заблестят"? Сцена погони в целом удалась, па де ша хорошие, синхронно с партнером, а про падение только слышал - при мне оба раза все было в полном порядке.
Приятно удивила и обрадовала Рыжкина - весела, жизнерадостна, настоящая газель в своей вариации. Мелкие-мелкие красивые па де бурре, отличная работа ног, хорошие прыжки, руки, замечательная партнерша. Общее замечание к обеим Ширин: пропала сдержанность царевны (описанная у Колпаковой) в отношениях с Ферхадом из-за совершаемого ею предательства в отношении сестры.
О вторых ролях. Визирь - Перетокин вроде ничего выглядел, брутальный мужчина, но излишне драматичен. Пара пируэтов в 1-й картине показали, что как танцовщик не в лучшей форме, но в дуэте держал Надежду хорошо. Поповченко "прошел" для меня незаметно. Ярко выступил Арифуллин - просто молодец. Безоговорочно понравился в первом составе Янин - Шут. Эдакий зловещий горбун, так и ждешь, что он окажется в центре интриги, а не Визирь, но нет, исчезает после танца. Не помню таких красок у кого-либо прежде. Все сделал замечательно, на мой вкус. Ивата во 2-м составе прыгал как мячик, но такого впечатления не произвел - опять же, не могу объяснить, почему. Понравилась "двойка" первого состава - Зиброва и Федотова. Кордебалет работал хорошо.
Судя по отзывам форумчан и разговорам в кулуарах, первый состав на премьере выглядел лучше. Охотно верю, но на прогоне и втором спектакле совершенства не узрел. Говорят, что повлиял отъезд Григоровича. Не знаю. Если для хорошего танца нужно присутствие хореографа, а для нормального звучания оркестра - еще и композитора, то остается развести руками и попрощаться с классическим наследием.
Что же у меня вышло в итоге? По титулам и званиям первый состав выглядит более именитым, более ярким, и это ему мешает в "Легенде", как ни странно. Гораздо лучшее впечатление осталось от спектакля второго состава. Кстати, не только у меня: 1-го мая зал трижды срывался на овации во 2-м акте, но Павел Сорокин лишь раз дал такую возможность; 30.04 аплодисменты были бурными, но послабее. Артисты 2-го состава создали ансамбль, а не распались на отдельные составляющие. Спектакль второго состава - это балет, спектакль первого - демонстрация отдельных успехов замечательных, в общем-то, танцовщиков. Быть может, это не случайно? Ключевая идея этого балета 60-х - торжество общественного блага над личными страстями и эгоизмом. Наверно, недаром Ферхад возвращается в книгу один. Может, поэтому артисты, подчеркивающие свою индивидуальность, не справились или не поняли эту задачу? Не очень ясно также, почему в программке "Легенда" названа премьерой. Ходили разговоры о сокращении ее до 2-х актов, этого не вышло. Тот же балет, те же составы. Не шел несколько лет, так и "Раймонду" вот уже пару лет не видим, а в Опера, где балеты идут блоками, это обычное явление. Там тоже возвращение в текущий репертуар называют премьерой?
"Легенда о любви" - шедевр? Несомненно шедевр, советская классика. Постарел? На мой взгляд - да, ведь и шедевры стареют. Пустите "Броненосец Потемкин" в кинотеатрах Москвы, и посмотрим, много ли публики соберет. Как получится с "Легендой"? Не знаю. Идут премьерные спектакли, публика есть, но не исключаю, что уважаемый Игорь снова подтвердит свою репутацию Кассандры форума. Все же думаю, что независимо от результата попробовать с "Легендой" все-таки стоило.
|
|