Автор: Михаил Александрович (---.aha.ru)
Дата: 03 Сен 2001 03:10
Уважаемый Сергей,
в книге Ю.Слонимского "Драматургия балетного театра XIX века" (М., 1977) воспроизведено либретто "Жизели", соответствующее приведенному Вами описанию, но гораздо более полное. Там довольно много сцен и эпизодов, отсутствующих в известном нам варианте. Например, в первом акте Альберт хочет заколоться после смерти Жизели, но герцог отнимает шпагу. Больше танцев виллис: восточную пляску танцует одалиска Монна, медленный индусский танец - баядерка Зюльма, две французские виллисы танцуют менуэт, две немецкие - вальс, и, наконец, две безымянные виллисы исполняют неистовый танец. Исчезла сцена, где виллисы нападают на крестьян, танцуют с ними и почти очаровывают, если бы не мудрый старик, призвавший их спасаться бегством (в этом эпизоде снова упомянуты национальные танцы виллис). Был другим финал: в лес являются князь Курляндский со всей свитой, и в их присутствии Жизель истаивает на ложе из цветов (погружается в землю), благословляя Альберта и Батильду. (Мне рассказывали, что ныне утрачен секрет машинерии, когда раскрывались и переворачивались створки люка, и Жизель исчезала под сценой, на которой оставалось точно такое же, но уже пустое ложе. Красиво!) В самом конце ослабевший Альберт, подхваченный свитой, протягивает руку Батильде. Даже география более размазана: в нынешнем сюжете назван лишь герцог Курляндский, то есть можно предположить, что действие происходит в Латвии, а по изложенному варианту события случились в Тюрингии (место названо точно), причем Альберт - герцог Силезии, а отец Батильды - князь Курляндский. (То же - у Баланчина, только вместо Тюрингии - деревушка на Рейне. Заодно: у Баланчина почему-то Жизель вонзает меч Альберта себе в сердце, после чего следует сцена безумия - ???)
Теперь о сцене с крестом. В обсуждаемом либретто описаны все элементы, приведенные Вами, но ветка розмарина там присутствует тоже, она не вытеснила крест. Первые мгновения встречи Альберта с Миртой:
"В ту минуту, когда Мирта хочет коснуться Альберта волшебным жезлом, выбегает Жизель и удерживает руку царицы, поднятую над ее возлюбленным".
После отказа Мирты пощадить Альберта Жизель указывает на священный символ как на единственное спасение: "Альберт под защитой Жизели достигает креста и хватается за него. В момент, когда Мирта хочет коснуться Альберта волшебным жезлом, ветка розмарина ломается в ее руке. В ужасе она и ее подруги замирают".
ПОД ЗАЩИТОЙ ЖИЗЕЛИ, прошу заметить. То есть героика и здесь присутствует. (Почти то же - в описании Баланчина: "Юноше удается добраться до креста. Жизель заслоняет его, застыв в аттитюде (? - М.А.). Королева беспомощна".) На мой взгляд, в этой сцене как раз изменено немногое. Ни в одной из известных мне версий (порядка 10) Жизель не удерживает Мирту за руку. - она защищает Альберта грудью. Это более эффектно и театрально, и ничего не меняет по сути. (Вообще, виллисы проходят друг сквозь друга - ср. встречное движение кордебалета в прыжках на арабесках в сцене выхода. Так что им трудновато хватать друг друга за руки:-). Во всех версиях, кроме экзотической штутгартской, Жизель с Альбертом бегут в другой угол сцены, к кресту на могиле. Правда, Альберт нигде не хватается за крест (только в киноверсии с участием Бруна-Фраччи испуганно скорчился на земле, обхватив его руками), но сцена с Альбертом и Жизелью у креста с раскинутыми крестообразно же руками более театральна. В фильме, где доступен крупный план, ее можно было снять иначе. Важно, что всюду герои ищут спасения у креста - что в старых версиях (советской ли с Улановой, западной ли с Нериной), что в последующих и нынешних версиях БТ, МТ и западных театров. Опять же, во всех вариантах Жизель у креста снова закрывает Альберта, но на сей раз ветка розмарина ломается - вот она, сила креста, ничего подобного не случилось в первый раз. Ветка-жезл присутствует в большинстве известных мне версий, кроме спектаклей с участием Бруна-Фраччи, Нуреева-Сеймур и Ферри-Муру. В этих трех версиях Мирта как бы ослеплена сиянием, исходящим от креста, где стоят герои, и отворачивается от него (в версии с Бруном-Фраччи сияние реализовано средствами кинематографа).
Из сказанного следует, что Ваш предварительный вывод о влиянии советcкой идеологии на "Жизель" не выглядит убедительным. Жезл из розмарина был в руках Мирты и в 1910, фраза "чары Мирты теряют свою силу" должна была быть обыграна. Как - в Вашем источнике не сказано, но про танцы виллис тоже ничего не сказано. Сами знаете, как редакторы ужимают текст до нужного числа строк:). Вероятно, жезл ломался и тогда.
Другие изменения гораздо более важны и многочисленны, нежели нюансы с прикосновением к кресту или удержанием руки Мирты. Дальнейшие события тоже сильно отличаются от нынешнего варианта. Мирта хочет отомстить той, что похитила ее добычу, простирает руку и заставляет Жизель танцевать. Альберт очарован, в этом и состоял, как отмечено, замысел Мирты. Далее:
"Альберт покидает крест - спасение от смерти - и подходит к Жизели; та в ужасе останавливается и умоляет его вернуться, но царица касается ее рукой, и Жизель вынуждена продолжать свой завлекающий танец. Это повторяется несколько раз. Наконец, увлекаемый страстью, Альберт покидает крест и бросается к Жизели. Он хватает волшебную ветку розмарина и обрекает себя на смерть, чтобы соединиться с виллисой и никогда не покидать ее. Словно крылья выросли у Альберта; он скользит по земле, порхает вокруг виллисы, которая порой старается еще остановить его. Однако вскоре новая сущность Жизели побеждает, и виллиса присоединяется к своему возлюбленному. Они начинают быстрый воздушный танец:"
Как видно, мотив использования Жизели для убийства Альберта действительно более скрыт в нынешнем варианте, но не является неожиданностью: о нем писали, в частности, Баланчин, Гаевский.
Книги Слонимского у меня нет, но либретто перепечатано в "140 знаменитых балетных либретто", которые я недавно "рекламировал" на сайте. В связи с этим вопрос: в книге Слонимского не сказано, каким источником он пользовался? Не есть ли это либретто "пра-Жизели", до переделки ее Петипа? Или это переделки времен после его отставки, когда "Жизель" восстанавливали по памяти? Красовская много писала о "Жизели", но сейчас не могу посмотреть. Независимо от времени переделок, они явно не связаны с идеологией.
О другом. Уважаемая Нина Дмитриевна, по пунктам Вашей реплики, раз уж она и мне адресована. Я рад Вашему появлению на сайте. Но:
1. Я не помню дискуссии о Гергиеве в упомянутом аспекте. Во всяком случае, я в ней участвовал.
2а. Наверно, я был не прав, если отошел от традиции и задел личные пристрастия Яковлевой и Гершензона. Смягчает вину состояние аффекта:-).
2б. Речь не о вето на темы - о традициях сайта, которые мы пытаемся сохранить (или установить).
3. Комментариев нет.
4. Люди, лично знающие Лавровского, могут, конечно, высказать соображения по поводу целесообразности или реальности его назначения. Только разве мы это обсуждали? Таня задала вопрос, никто больше о Лавровском-руководителе не написал (наверно, по незнанию). Так что "протеже" - это гипербола. Как артист он мне интересен, как босса я его не знаю и "в деле" пока не видел, судить не могу. Если бы на сайте сейчас проводилось голосование, я бы отдал свой голос А.Фадеечеву.
5. Вне всякого отношения к Лавровскому. Для опровержения любого утверждения достаточно одного контрпримера. Таковой имеется: Нуреев во главе Гранд Опера.
|
|