Автор: Dd (195.209.143.---)
Дата: 07 Июля 2001 12:57
"Дочь фараона" и "Игрок" будут идти на одной сцене
Юнна ЧУПРИНИНА
Нынешний сезон в Большом театре завершился большим
скандалом. С уходом Геннадия Рождественского, сумевшего
проработать в Большом всего девять месяцев, устранена
сама занимаемая им должность "художественного
руководителя". Назначен новый главный дирижер. По Москве
вовсю циркулируют взаимоисключающие слухи о будущем
театра, его артистов и его начальства. Подтвердить или
опровергнуть их мы попросили генерального директора
Большого театра Анатолия ИКСАНОВА:
- Все, что изменилось в Большом театре, это название
одной из должностей. Теперь у нас не будет
"художественного руководителя", а будет "главный дирижер
- музыкальный руководитель". Но круг обязанностей
Александра Ведерникова, назначенного на эту должность,
нисколько не отличается от обязанностей Рождественского.
Никаких других кадровых назначений не предвидится.
Единственное изменение касается балета: у его
руководителя (им остается Борис Акимов) появится больше
прав. Раньше худрук отвечал за все как "хозяин - барин".
В результате при Васильеве больше занимались балетом,
при Рождественском балет, напротив, попал в опалу. Моя
задача - не допустить в будущем подобных перекосов.
- Так ли вас понимать, что в Большой вернется "Дочь
фараона"?
- Безусловно. Этот спектакль нравится зрителю, он очень
кассовый. Зачем нам отменять балет, приносящий прибыль?
Предвосхищая ваш возможный вопрос, скажу, что на сцене
Большого будет идти и "Игрок". Любая замена, отмена,
устранение спектакля из репертуара должны чем-то
мотивироваться. Как генеральный директор, именно я в
конечном итоге утверждаю репертуар. Так что все будет
зависеть от того, насколько успешно меня будут в чем-то
убеждать.
- Ожидаете ли вы возвращения тех артистов, кто ушел из
театра за последние месяцы?
- Если вы имеете в виду Нину Ананиашвили, то она никуда
не уходила. У нее как у артистки Большого театра
подписан контракт на разовые выступления без
гарантированной оплаты. И 7 декабря Ананиашвили
отпразднует 20-летие работы в театре на нашей сцене.
- Почему при выборе кандидатуры на должность главного
дирижера вы остановились на Ведерникове?
- Вы и представить себе не можете, какие людские потоки
проходили через мой кабинет, когда мы решали этот
вопрос! В конечный список "претендентов" вошли 20
фамилий, львиная доля - из штата театра. А потом мы
пошли методом исключения. Вначале вычеркнули свадебных
генералов и тех, кто основную часть сезона проводит на
Западе. Нам был нужен молодой энергичный профессионал,
образованный и в меру амбициозный. В том состоянии, в
котором пребывает Большой, творческий руководитель
должен очень много работать. Регулярно, а не наездами,
как это часто бывало. Ведерникова мы отыскали в
Голландии. Мы встретились (как и положено, в "Славянском
базаре"), обсудили будущее театра. И только когда
выяснилось, что на многие вопросы мы смотрим одинаково,
а значит, сможем завязать нормальные партнерские
отношения, Ведерников дал согласие.
Ведерников коммуникабелен, умен, остроумен,
профессионален как дирижер, широко образован музыкально.
Главное условие, которое было ему поставлено, - чтобы он
был ЗДЕСЬ. Поэтому сейчас он отменяет многие контракты,
отказывается от разовых выступлений и других
обязательств, в частности, от должности главного
дирижера голландского оркестра. Для меня особенно важно,
что он понимает всю степень ответственности своей новой
должности. Я думаю, у Ведерникова есть все составляющие,
чтобы вести театр к 2006 году, когда мы должны закончить
реконструкцию и войти в обновленное здание с обновленной
труппой.
- Как на это назначение отреагировал прежний главный
дирижер Марк Эрмлер?
- Тут, к счастью, обошлось без неловкости. Эрмлер -
учитель Ведерникова, он обрадовался этому назначению и
старается всячески поддержать своего ученика. Оставаясь
при этом одним из дирижеров Большого театра.
- В отличие от прежних руководителей Большого
Ведерников, хотя бы по молодости лет, меньше знаком с
музыкальной элитой. Вас не пугает, что наверняка ему
будет сложнее зазывать в театр мировых "звезд"?
- На мировом рынке сегодня все происходит не по
знакомству, а по контракту. Существуют специальные
агентства, с помощью которых легко найти исполнителей на
ту или иную партию. Это чистая механика, личность нужна
только для того, чтобы ее запустить. Александр
Александрович как раз этим сейчас и занимается.
- Вы уже год - генеральный директор. Привыкли? Что за
это время удалось изменить в менеджменте Большого
театра?
- Привык ли я? Теперь, когда хожу на драматические
спектакли, они кажутся мне ущербными: музыки не хватает.
А если серьезно, то нам, к счастью, удалось разобраться
с доходной частью. Мы полностью поменяли систему
распространения билетов. Надеюсь, через 4 месяца можно
будет не только заказать, как сейчас, но и купить билеты
по Интернету. Доходы театра увеличились на 60%, что
позволило нам перезаключить контракты с ведущими
артистами балета. С сентября 11 "звезд" балета будут
получать в 5 раз больше. Повышение ожидает и солистов
оперы, правда, чуть меньшее.
- Танцевать, выходит, выгоднее, чем петь?
- Просто в опере, в отличие от балета, нет безусловных
лидеров. А с сентября вдвое возрастет зарплата всех
творческих работников. Соответственно повышаются и наши
требования к артистам. Например, мы ужесточили меры
против несанкционированного использования нашего
товарного знака. Уехал на гастроли, написал без
разрешения на афише "Звезды Большого" - плати 5 тысяч
долларов.
Мы создали спонсорский отдел, работающий на постоянной
профессиональной основе. Уже прошло организационное
совещание Попечительского совета, включающего крупных
отечественных (что важно, ведь пока нам помогают только
иностранцы) бизнесменов. Помимо чисто денежных вливаний
мы рассчитываем на привлечение новых финансовых
экономических идей: у бизнесменов другие мозги, другие
подходы. Недавно я обратился к одной американской фирме
с просьбой помочь нам в отработке системы учета,
эффективного использования финансовых средств. А то на
улице давно рынок, а в театре - Совдеп.
- Правда ли, что в недалеком будущем возможно
возвращение к дореволюционной Объединенной дирекции
императорских театров? То есть - возможно ли фактическое
слияние руководства Большого и Мариинки?
- Полная чушь. Как и то, что я со дня на день стану то
ли министром, то ли зам. министра культуры. Вообще не
понимаю, кому нужно распускать сплетни, тем более в
таком количестве.
- Говорят еще и не то. Многие уверены, что реконструкция
Большого театра настолько выгодное занятие, что не
завершится никогда.
- Ну, конечно, и Иксанов со Швыдким наживаются на
строительстве. Но ни Министерство культуры, ни Большой
театр не получили и не получат на реконструкцию ни
копейки. Все средства идут через Казначейство и под
строгим контролем Госстроя. Так что все это
совершеннейшая ерунда. Существует график, по которому 30
сентября 2002 года должно быть закончено строительство
филиала. С 1 января 2003 года мы переезжаем. А 5 июля
этого года Государственная комиссия принимает
вспомогательный корпус, состоящий из трех частей, уже
даже пресс-конференция назначена.
- Какие премьеры ожидают нас в будущем сезоне?
- С балетом все известно. В октябре Ролан Пети поставит
балет "Три карты" по "Пиковой даме" Чайковского. К концу
февраля английская бригада выпустит "Тщетную
предосторожность". Еще один балет - "Легенду о любви" -
возобновит в апреле Григорович. Что касается оперы, то
первая половина года пока под вопросом, а в конце сезона
Ведерников вместе с питерским режиссером Юрием
Александровым поставят "Хованщину".
|
|