Автор: Наталья Гат-я (---.mmbank.ru)
Дата: 09 Июня 2001 12:45
Доброе утро всем,
Вижу уже отклики на вчерашний спектакль, умышленно прочту после того, как напишу сама, чтобы сохранить свои личные впечатления незамутненными и потом сравнить.
Жаль, что не могу писать сразу, вечером. Сегодня я чувствую сильный упадок сил и эмоций, как это часто бывает после удавшегося спектакля.
Я знаю, что принято ругать нынешнее ЛО, но, то ли я вчера была как-то благостно настроена, то ли что-то изменилось объективно.Надо сказать, я испытала истинное удовольствие. Если сравнивать со спектаклем, который я видела 30 марта, то это было другое, ожившее ЛО. Налицо было сквозное действие, вдохновение исполнителей, оркестра (опять-таки, может, некий гипноз, но я не могу ни к чему придраться, разве что не очень красивое звучание солистов в черном Адажио. Темпы также меня более чем устроили). Благодаря игре Константина Иванова и Николая Цискаридзе появилось даже ощущение "интриги" и ансамбля. Кое-какие задумки проявились для меня более выпукло, чем при первом просмотре (зарницы, освещающие сцену уже в первом Белом акте, отсутствие Принца на параде невест, которое обрело смысл благодаря трактовке Иванова и т.д.). Это был другой спектакль, во всяком случае для меня. Теперь немного о деталях.
Хочу адресовать теплые слова в адрес Константина Иванова. Ему удалось реализовать задуманное, как мне кажется, перенесение акцента с Одетты на Принца. (Признаюсь, ничего не ждала от него, кроме чисто человеческой симпатии к этому танцовщику (в связи с его подвижничеством в работе с детьми в Мари Эл) не испытывала). А вчера, на мой взгляд, благодаря ему, на сцене был Герой, переживающий те коллизии, которые ему положены в данном спектакле. Сам танец не был безупречным, танцовщик несколько крупноват, конечно, лицо его не очень красиво (да простит меня Константин Иванов и сотворившие его Боги), но даже при этом он сумел, на мой взгляд, сделать своего принца живым, а не деланным. Первое, что "купило" меня - момент, когда Принц в первом Акте провожает гостей (известный прощальный жест рукой в сторону удаляющихся гостей). Так вот, когда удалился последний гость, Принц-Иванов медленно опускает руку, и в тот самый момент ощутимая тень ложится на его лицо, причем эта перемена происходит не в мгновение, а в согласии с опускающейся рукой. После этого очень логично было грустное соло. Еще моменты: живой неподдельный восторг при виде Одетты, скучающий вид в третьем акте, и особенно, - отчаянная борьба за свое счастье в четвертом и видимое опустошение в Финале. Вы знаете, когда в четвертом Акте Принц-Иванов в отчаянии в кульминационный момент вылетел на сцену, я просто замерла, - сколько в этом было неподдельного чувства. Меня тем более это восхитило, что, как мне показалось (может ошибаюсь за недостатком опыта) техника его и грузность не предполагают надежного мягкого приземления, в таком рывке был риск, а следовательно могу сказать, что это был "душой исполненный полет". Такие вот неожиданные эмоции вызвал вчера танец, даже скорее игра Иванова.
Николай Цискаридзе. Помнится, уважаемые участники Форума раскритиковали его Злого Гения, а критика была в восторге. Наконец, я вчера увидела это своими глазами. Могу сказать с уверенностью, что я на стороне критики. Я уже говорила, что критиковать Николая я не умею, если замечаю, что что-то не удалось, - малодушно молчу, но здесь я склонна восхититься. Не знаю, то ли в ударе он был вчера, то ли я была в сильной ажитации (своей длинной историей о своей попытке попасть именно на его Злого Гения я здесь уже утомляла уважаемых балетоманов), но эта роль меня вчера взволновала чрезвычайно. Кроме того, что это было идеально исполнено технически (во всяком случая, я ничего не заметила, даже пресловутые поддержки Принца были более чем чистыми и аккуратными, Иванов очень чутко помогал Николаю), сама роль продумана до мелочей - грим (фосфоресцирующие пальцы и продольные линии шеи, у Белоголовцева иной грим был), постоянно меняющееся выражение лица, сжимающиеся кулаки, взгляды искоса на Балу ("а все ли по-моему?"), нетерпеливое ерзанье Змия на троне, даже разговор с придворной Дамой во время приема. А какое было торжество Зла в конце - дьявольский хохот, обнажающий зубы, имитация излома лебединых крыльев, вездесущий дух, присутствующий единомоментно и в воздухе, и стелящийся по земле. Не нахожу его трактовку Зла смягченной. Мне думается, суть зла не в видимой силе, а именно в изворотливости, переменчивости облика, что удалось на славу. Его Зло так убедительно, что надежд, признаться, не остается. Я была потрясена (еще и контрастом с Юношей из Шопенианы, исполненным весьма сомнамбулически накануне).
Теперь об Одетте-Волочковой. Вы знаете, я добрая сегодня, найду и для нее теплые слова. Вынуждена признать, что Одетта (не Одиллия) стала лучше, мягче, местами даже прорывалась трогательность. Конечно, много деланного, не прочувствованного, кантилена рук в Адажио рвется, конечно, дух не захватывает, слезы не наворачиваются, но стало лучше. Одиллия по-прежнему танцуется с упрощениями, как мне показалось, местами некрасиво совсем, да и грим почему-то в этом акте ее портит (простит как-то лицо). Что еще хочу отметить - она ведет себя очень пристойно, звездной болезни не демонстрирует, поклоны были весьма пристойны, клака не безумствовала (вспоминаю Гайдукову), вообще была довольно приятная иллюзия вполне пристойных отношений между танцовщиками, Настя, похоже, всеми силами старается быть "в коллективе", что, в общем-то, делает ей честь.
Не остается сил на подробное изложение остального, но, как всегда, я в восторге от Маши Александровой, понравилась Лунькина, да и вообще все очень и очень пристойно, кордебалет хорош. Разве что танец маленьких лебедей меня по-прежнему не устраивает. Ниночка, конечно, прелестна, как всегда, но "симпатичности" в их танце не появляется почему-то. Да, Морихиро Ивата, вопреки ожиданиям, понравился мне меньше, чем Денис Медведев. Он такой маленький, что все его ловкие ужимки, мне кажется, в принципе легче должны ему даваться, при коротких-то ногах, а пируэты его, хоть и безумно шустрые, показались мне выполненными в какой-то странной технике, не вполне классической. Все это смахивало на трюк. Медведев же , работая в классической технике, имея более длинные ноги, был безупречен и блестящ до "пестрения" в глазах.
Уф, не могу больше. Напоследок: вышли новый журнал и газета.
До встречи, с уважением,
Наталья
|
|