Автор: М.А. (---.aha.ru)
Дата: 01 Апр 2001 00:09
В порядке акции возмездия за неоднократно высказанные нелестные слова о балете выдвигаю для ознакомления свои апрельские тезисы. Нервных прошу не вскипать возмущенным разумом.
1. Опера - не театральное искусство.
Под театральным искусством понимается искусство, для которого нужен театр. Опере же театр не только не нужен, он ей противопоказан. Что есть хорошая опера? Прежде всего - а) хорошая музыка, затем - б) хорошие голоса, и, наконец, в) по возможности хорошая литературная основа. Все! А что делает театр? А) Хорошую музыку портит плохой оркестр. Б) Хорошие голоса - редкость, да и акустика в театре не ахти (не в БЗК ведь, всякие канделябры да портьеры мешают). В) Хорошая пьеса требует талантливых актеров, а студентов Гнесинки (даже с красными дипломами) этому не обучают.
К тому же, никакой игры артистов в опере нет, она невозможна в принципе. Толстенная тетка в три обхвата, пусть даже с ангельским сопрано, изображает умирающую от чахотки Виолетту в Parigi, o cara или пытается уверить нас, что она истомилась, исстрадалась? Не смешите, братцы! Или тучный тенор на хилых кривых ножках, не прикрываемых короткой туникой, изливает "юношескую" страсть в Celesta Aida? Лучше закрыть глаза, чем такое видеть. Но закрывать глаза и слушать удобнее у себя дома. Вместо театра опере нужна хорошая студия звукозаписи, и тогда отпадают проблемы фальшивящего оркестра, простуженных певцов, плохого настроения, неудачной акустики, неполетного голоса и т.п. Певцы могут полностью сосредоточиться на игре ГОЛОСОМ (что собственно и нужно опере), а не на вращении глаз, аффектированных жестах и неграциозных телодвижениях.
Итак, оперный театр - анахронизм, чисто историческое явление, восходящее к временам до фонографа, а нашей 400-летней старушке, синьоре Опере, пора перебираться на домашний диван.
2. Оперный певец - вымирающая профессия.
Расположившись на диване с кружечкой прохладного пива или бокалом шампанского, хотим прослушать любимую оперу с самыми лучшими исполнителями, которых только можно себе вообразить. Вот тут закавыка. У одной хорошие верхи, но нет низов, у другой - наоборот, у третьей все хорошо, но нет страсти в голосе: Посему призываем на помощь современную технику и создаем искусственные голоса, сопрано или тенор всех времен и народов. Все знают, что в фильме о Фаринелли голос героя был синтезирован из двух голосов - контртенора и сопрано. Те, кто слушал глюковского "Орфея" в исполнении этого самого чернокожего контртенора Derek Lee Ragin, могли заметить, что его реальный голос похуже синтезированного: последний мог забраться на умопомрачительную высоту и оставаться там хоть две минуты. Вот и направление, по которому неизбежно пойдет опера на диване. Спектральный анализ голоса базового певца, далее - добавление отдельных характеристик из голосов других исполнителей: высоких частот для полетности, низких - для бархатистости: Подмешаем к голосу Баскова голос Земфиры с несколькими каплями Алсу для вкуса, и получим огромный диапазон и дивный тембр. Прекратятся бесконечные стенания по поводу исчезновения великих певцов, прекратятся душераздирающие споры, кто лучше - Каллас или Тебальди (когда и оглохшему пню ясно, что Сазерленд). В таком вот духе, голубчики, вот таким путем. Мне скажут про страсть в голосе, про интерпретацию роли: Согласен. Но раз оперные голоса создаем искусственно, то играть страсть (голосом же) поручим хорошим драматическим актерам - все равно их тембр потом улучшат техническими методами. А уж сыграть они сумеют получше певчих пташек.
Стало быть, оперных певцов - тоже на диван: пусть послушают, как петь надо.
3. Балет - фундамент искусства будущего
Но что делать с красивыми зданиями оперных театров по всему миру, спросите вы? Да отдать балету. Это - искусство реальное, тут без подделок: ножки длинные, спинки прямые, шейки точеные... К тому же балет дальше от литературы, он более абстрактен и, стало быть, способен адекватно выразить поэтику своей литературной основы. Пример - великий роман "Евгений Онегин", одноименная опера (к роману отношения не имеющая и во многих смыслах ему противоположная) и замечательный балет Кранко (где отношения Татьяны с Онегиным отражены больше по Пушкину, чем по Чайковскому). Более того, сделаны первые шаги по трансмутации оперы (как искусства без будущего) в балет: Брянцев в Стасике поставил "Даму с камелиями" на музыку из "Травиаты", Рождественский в Большом собирается запустить в производство "Три карты" по "Пиковой даме". В перспективе вижу перевод всех достойных опер на балетный язык, после чего оперу в театре можно будет давать не чаще раза в неделю для удовлетворения ностальгических чувств еще не вымерших опероманов, помнящих баснословные времена. Одновременно решится поставленная Рождественским проблема повышения качества балетной музыки и избавления от китчевости балетных либретто. Не исключаю, что в следующем веке балетные еще и запоют во время вариаций и адажио, и тогда мы вообще получим синтетическое искусство. Но путь к нему лежит именно через балет, ибо оперные никогда не затанцуют - это уж точно. Оперетта, внебрачное дитя оперы, потому и зашла в тупик, что неправильно выбрала родителя. Но сама тенденция была уловлена правильно.
Итак, да здравствует балетный театр! Пританцовывая - вперед, к искусству будущего!
Dixi.
|
|